По его мнению, эти СМИ стали "инструментом в ловких руках криминалитета и разного рода лжеправозащитников". Конкретизируя претензии, генерал-лейтенант назвал только телеканал Рен-ТВ, с которым, напомним, его ведомство уже судилось по делу ЮКОСа, оспаривая факт голодовки Михаила Ходорковского.
По словам замдиректора ФСИН, последние бунты заключенных связаны с попыткой некоторых криминальных авторитетов вернуть себе былое влияние в местах отбывания наказания. Однако на самом деле, по его мнению, инциденты были искусственно раздуты рядом СМИ, и в настоящее время все попытки бунтов заключенных пресечены.
Замдиректора ФСИН пообещал, что его ведомство будет отслеживать все "недобросовестные материалы", посвященные учреждениям, входящим в ее систему, и привлекать "недобросовестных" журналистов к ответу. "Буквально вчера видел материал Рен-ТВ про нарушение прав заключенных в одной из колоний. Создавалось впечатление, что речь идет о возрождении ГУЛАГа", - приводит ИА "Новый регион" слова Семенюка.
Однако для любого, по его словам, кто сталкивался с условиями реальной колонии, "очевидно, что видео из этой "колонии" - обман и фальшивка". Заключенные в этом сюжете носят одежду неуставного образца, у сотрудников колонии оружие, которое не используется ФСИН при несении службы и т.д, перечисляет претензии замдиректора ФСИН.
"Однако у неискушенного зрителя может создаться ложное впечатление о нашей службе. Мы считаем, что такие сюжеты дискредитируют работу ФСИН, поэтому обязательно обратимся в суд, и через него заставим Рен-ТВ извиниться перед нами", - заявил генерал-лейтенант, тем самым обвинив журналистов в постановочном сюжете (О ЧЕМ СЮЖЕТ).
Кого он имел ввиду под "лжеправозащитниками" Семенюк не уточнил. Известно, что обеспокоенность положением заключенных в колониях в последнее время высказывали правозащитники из "Комитета за гражданские права", экспертного совета Уполномоченного по правам человека РФ, общественного совета при министре МВД РФ, Международного общества прав человека, движения "За права человека" и другие.
Правозащитники, в частности, пеняли руководству ФСИН упорное нежелание отказаться от использования секций дисциплины и порядка как инструмента давления на контингент заключенных. Это, по мнению Льва Пономарева, директора движения "За права человека", является признаком стремления решать все проблемы силовым путем, при этом усиливая закрытость системы от общества.
Между тем, "есть целые регионы, откуда к нам вообще не поступает жалоб", сказал он, приведя в пример Краснодарскую область, где к решению проблем в местах заключений допустили правозащитников. Лучшее средство стабилизации положения в колониях - не сила, а открытость перед обществом, считает Пономарев, передает ИА "Regnum".
Замглавы ФСИН с ним не согласен. По мнению Семенюка, "государственный аппарат по своей сути является репрессивным", и "одной из его важных функций является борьба с преступностью". В последние годы, с усилением государственной власти в стране, преступным авторитетам становится все труднее противостоять государству и устанавливать свои порядки в местах заключения.
"Поэтому они вынуждены по-своему подстраиваться под ситуацию, искать новые способы сохранения своего былого влияния в учреждениях ФСИН. Одним из таких способов и является "работа" со СМИ"", - пояснил свои подозрения замдиректор ФСИН.
Комментируя недавний бунт в колонии №5 в поселке Металлострой под Санкт-Петербургом, Семенюк особо подчеркнул "негативную роль СМИ в развитии событий". В результате бунта, напомним, пострадали несколько заключенных и охранников, а один человек был убит.
"Все началось с того, что с подачи преступных авторитетов была запущена дезинформация о том, что представители администрации избивают помещенных в Штрафной изолятор (ШИЗО), - рассказал Семенюк. - Были предприняты соответствующие меры: проведено собрание, разъяснена ситуация, организовано посещение ШИЗО, где участники беспорядков могли лично убедиться, что там никого не избивают. Однако это не разрешило конфликта".
По словам замдиректора ФСИН, "страсти постоянно подогревались с воли". На следующий день беспорядки продолжились. "При этом еще с утра было ясно, что новых конфликтов не избежать: заключенные не встали на утреннюю физзарядку, на завтраке в столовой кидались продуктами, в том числе кружками с кашей, после чего было принято решение привлечь к подавлению беспорядков дополнительные силы".
В колонию, напомним, было введено большое количество сотрудников спецназа "Тайфун" - до 500 человек. "В результате зачинщики были изолированы, а ситуация успокоилась. Сейчас там все нормально. Сами заключенные рассказывают о том, что если раньше их кормили лапшой с мясом, то теперь дают мясо с лапшой", - говорит Семенюк.
"Похожая ситуация была и в Крестах, где группа преступных авторитетов пыталась восстановить "черный ход", то есть воровские порядки и законы. Заключенных призывали писать заявления, отказываться от пищи, но в итоге акция не приняла массового характера. Попытки установить воровские законы предпринимались во многих изоляторах, тюрьмах и колониях, но нигде не имели успеха. В настоящее время везде реальная власть принадлежит администрации", – подчеркнул Семенюк.
Наиболее масштабный за последнее время бунт заключенных произошел в ночь на 17 октября произошел в кировоградской колонии для несовершеннолетних (Свердловская область). Тогда были убиты двое заключенных и сотрудник администрации, а еще два десятка человек попали в больницы. Отчитываясь о расследовании событий в Кировограде, представители ФСИН признали ошибки в действиях администрации колонии, шесть ее представителей были отстранены от работы, а саму колонию решено перенести в поселок Решеты недалеко от Екатеринбурга.
О чем сюжет, навлекший гнев ФСИН
Претензии ФСИН возникли к показанным по Рен-ТВ кадрам из 45-ти минутного фильма Алексея Соколова "Фабрика пыток или педагогический опыт". Автор утверждает, что это документальная съемка была сделана в исправительной колонии номер два Екатеринбурга.
Это заведение закрыли, с формулировкой на ремонт, в 2006 году. Сразу после публикации в печати историй об издевательствах над заключенными. На показанных по Рен-ТВ кадрах запечатлены, как отмечает закадровый голос, "люди в форме, похожей на спецназовскую, которые избивают людей, похожих на заключенных".
Корреспондент при этом оговаривается: "Насколько достоверны показанные в фильме события, ответить пока не возможно". Не знают этого и в Федеральной службе исполнения наказаний, продолжает он и далее предоставляет слово Юрию Калинину, директору ФСИН: "Нет, я эту запись не видел, и мне хотелось бы ее увидеть. И если завтра будет презентация, то, я думаю, что копию я получу. И мы тогда сможем дать точный ответ, что это такое? В общем, когда кто-то, где-то, что-то снимает, видимо, какие-то проблемы хотят создать".
Заканчивается сюжет риторическим вопросом, апеллирующим к открытому расследованию показанного: "Что на видео: российский "Абу-Грейб" или талантливая инсценировка, определит только экспертиза. В ней заинтересованы и федеральная служба исполнения наказаний, и правозащитные организации. Да и все общество".