Второй президентский срок Владимира Путина продлится еще три года, однако российские СМИ уже полны рассуждений о том, что называют "проблемой 2008"
НТВ
Второй президентский срок Владимира Путина продлится еще три года, однако российские СМИ уже полны рассуждений о том, что называют "проблемой 2008": кто придет на смену Путину, и как будет происходить переход власти? Хотя путинская хватка сильна, Кремль внимательно следил за последними антиправительственными протестами в Узбекистане, которые случились после народных восстаний, свергших авторитарных лидеров в Грузии, на Украине и в Киргизии, пишет американский деловой еженедельник Business Week, перевод статьи которого публикует сайт Inopressa.ru.

Опросы общественного мнения показывают, что большинство россиян не одобряют революций в соседних странах. Тем не менее, Кремль подает признаки нервозности. Сторонники Путина создали новое прокремлевское молодежное движение, цель которого - противодействовать возможному появлению антиправительственных тенденций среди молодежи, которая сыграла ключевую роль в украинских событиях. Кроме того, Кремль вводит законодательство, ужесточающее ограничения на деятельность неправительственных организаций, которые глава ФБС Николай Патрушев назвал оплотом западных разведывательных агентств.

Пока неясно, как далеко готов зайти Путин, чтобы гарантировать, что правящая элита, включая, вероятно, и его самого, останется у власти. По российской конституции президент не имеет права служить на этом посту более двух последовательных четырехлетних сроков. Чтобы нынешняя правящая элита сохранила бразды правления в своих руках, Путину придется переписать конституцию или найти лояльного наследника, которого поддержит общество, так же, как оно поддержало его, когда он принял власть из рук президента Бориса Ельцина в 2000 году.

Еще одной обсуждаемой идеей является замена президентской системы России парламентской, в которой пост премьер-министра контролирует ведущая партия. По этому сценарию Путин может продолжить править страной в качестве премьер-министра или занимая какую-нибудь неофициальную должность, например лидера партии. Президент при этом будет номинальным главой государства.

Хотя высокопоставленные кремлевские чиновники отрицают наличие планов по изменению конституции, их заверения не заглушили интенсивные дискуссии. "Самая крупная проблема заключается в отсутствии понятных механизмов передачи власти, которые бы поддерживали основные группы элиты", - говорит аналитик Московского центра Карнеги Николай Петров. Переписка конституции с целью дать Путину третий срок наверняка вызовет мощную критику за границей. "Очевидно, это не станет позитивным событием", - заявила госсекретарь США Кондолиза Райс репортерам в Москве в апреле.

Однако другой вариант для правящей элиты - "управляемая передача власти" - не менее рискован, полагает американский еженедельник. В то время как рейтинг поддержки Путина высок, другие члены правительства и кремлевские чиновники, которые являются единственными очевидными кандидатами на наследование власти, не пользуются и толикой этой популярности. Перед Путиным также стоит задача удовлетворить и либеральных, и придерживающихся жесткой линии подразделений элиты. Совсем не многие сильные личности приемлемы для обеих сторон. В последнее время разговоры все чаще идут о Дмитрии Козаке, бывшем юристе и кремлевском советнике, которого Путин в прошлом году назначил на пост представителя президента в беспокойном северокавказском регионе. Однако обществу о нем известно мало.

Конечно, и о Путине до того, как Ельцин назначил его премьер-министром незадолго до своего ухода с поста президента, почти никто не слышал. Однако этот прецедент вряд ли можно назвать обнадеживающим. Последние месяцы ельцинского президентства ознаменовались скандалами, террористическими актами и началом второй чеченской войны. Пока российская политика будет напоминать византийский суд, а не развитую демократию, слова "переход власти" и "кризис", похоже, будут всплывать рядом, заключает Business Week.