"Еще год или два назад мало кто мог представить себе, что КНР посетит патриарх Кирилл, и не просто приедет с каким-то частным, полуофициальным визитом, а что его будут принимать на таком высоком уровне - на высшем государственном", - приводит "Интерфакс" слова представителя РПЦ.
"Год назад никто не мог подумать, что пройдут богослужения в Пекине, Харбине и Шанхае, причем в Шанхае в храме "Споручницы грешных", который не использовался для богослужения почти полвека. Я думаю, что визит во многом превзошел самые смелые ожидания", - считает митрополит Иларион, особо отметивший также, что никогда еще ни один руководитель христианской церкви не встречался с руководителем Китая.
В то же время, по мнению собеседника "Голоса России", предстоит еще много сделать, чтобы жизнь Китайской православной церкви нормализовалась. Эту работу РПЦ будет вести в тесном сотрудничестве с руководством Китая и Управлением по делам религий КНР.
Главную задачу на перспективу митрополит Иларион видит в том, чтобы добиться рукоположения священников-китайцев и возобновления богослужения в храмах, которые считаются действующими, но пока функционируют по мирянскому чину. "У нас Церковь православная, а не беспоповская, и мы не успокоимся до тех пор, пока в действующих храмах КНР не будет священников", - заявил митрополит Иларион.
Вопрос священнослужителей-китайцев очень важен и с точки зрения сохранения Китайской православной церковью своей автономии, добавил православный иерарх. Такая самостоятельность должна опираться на реальное содержание. "Для того чтобы автономная церковь была действительно автономной, там должны быть свои священники-китайцы и свои епископы-китайцы. Проблема в том, что те китайские священнослужители, которые были в Китайской автономной церкви, либо все умерли, либо находятся в таком преклонном возрасте, который не позволяет им активно служить. Для того чтобы возрождать церковную жизнь, нужны новые люди", - сказал митрополит.
Он отметил, что Китайская православная церковь - это "не какая-то иностранная церковная структура, а национальная церковь, которая создавалась, конечно, при помощи русских миссионеров в XVIII и XIX веке, но уже в XVIII веке она стала национальной церковью".
"Православная церковь Китая - это не какой-то проект, навязываемый извне. Она родилась в недрах китайской православной общины. Пусть малочисленной, но твердо хранящей свою веру. И я надеюсь, что это понимание отныне будет только возрастать", - заявил руководитель ОВЦС МП.