Храм был полупустым, большинство верующих собрались снаружи, за ограждениями. Многие русскоязычные жаловались журналистам, что стражи порядка не дали им попасть внутрь, поставить свечки, учитывая, что православные службы в этом историческом центре русской эмиграции в Китае практически не совершаются, сообщает "Интерфакс". Между тем по информации корреспондента портала на богослужении собралось около тысячи человек, среди которых было много как китайцев, так и русскоязычных прихожан.
Комментируя эту ситуацию, глава патриаршей пресс-службы протодиакон Александр Волков заявил журналистам, что злого умысла у полицейских не было.
"С одной стороны, к нашему глубокому сожалению, не все желающие смогли войти в храм во время патриаршего богослужения, и, принимая это во внимание, Святейший патриарх благословил верующих и перед началом богослужения, и состоялось очень подробное его общение с теми, кто не смог попасть в храм и после богослужения", - заявил он.
С другой стороны, продолжил священнослужитель, сказалось отсутствие достаточного опыта организации правопорядка на многолюдных богослужениях у китайских сил правопорядка. Он выразил надежду на то, что при дальнейшем развитии позитивных отношений с властями Китая "подобного рода вопросы будут решаться более положительно".
14 мая Русская церковь отмечает Радоницу - День поминовения усопших. В этой связи за богослужением в Покровском храме возносились особые молитвы о павших воинах.
Патриарх Кирилл призвал православных Харбина - китайцев и русскоязычных - хранить веру и подарил местной общине напрестольное Евангелие, которое используется во время богослужений, и икону. В завершение предстоятель РПЦ по-китайски приветствовал верующих: "Христос Воскресе!"
Как отмечает "Интерфакс" в связи с приездом в Харбин патриарха в городе были прининяты усиленные меры правопорядка. В отеле, где
разместилась делегация РПЦ, сотрудники правительства КНР заботливо уведомили гостей из России, что за их безопасностью усиленно следят.
Харбин - исторический центр русской эмиграции в Китае
Город Харбин, ранее называвшийся Посадом, был основан русскими в 1898 году как железнодорожная станция Трансманчжурской магистрали. Он стал основным узловым городе Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), оставаясь таковым вплоть до 1960-х годов.КВЖД).
Первые русские жители Харбина были в основном строителями и служащими КВЖД и переехали в Харбин для работы на железной дороге. Харбин (станция Сунгари-первая) фактически построили первые поселенцы, которые возвели дома, а мебель и личные вещи привезли из России. После Русско-японской войны часть русского населения покинула Маньчжурию, но многие из тех, кто прожил в Харбине долгое время, решили остаться. К 1913 году Харбин был фактически русской колонией для строительства и ремонта КВЖД. Население города составляло более 68 тыс. человек, в основном, русских и китайцев. Перепись фиксирует наличие граждан 53 разных стран. Кроме русского и китайского, они говорили ещё на 45 языках. Только 11,5 % всех жителей родились в Харбине.
После революции и гражданской войны Харбин стал приютом почти для 200 тыс. русских эмигрантов. Это были солдаты и офицеры, участвовавшие в Белом движении, члены и служащие правительств Сибири и Дальнего Востока, представители интеллигенции, а также самые простые люди. Численность русского населения Харбина было самым значительным по сравнению с другими центрами эмиграции.
8 сентября 1920 года Китайская Республика заявила, что более не признаёт консульства России в Китае, а 23 сентября прервала все связи с представителями Российской империи и отказалось признавать экстерриториальные права ее граждан. Тем самым в одночасье русские в Китае оказались лицами без гражданства. После этого китайское правительство установило контроль над государственными учреждениями в Харбине - судами, полицией, тюрьмой, почтой, а также исследовательскими и образовательными заведениями.
В 1924 году в Пекине было подписано соглашение между Китаем и СССР, устанавливающее правовой статус КВЖД. В частности, оно разрешало работать на КВЖД только советским и китайским гражданам. Тем самым большинство харбинцев, чтобы не потерять работу, должны были принять советское гражданство, что ассоциировалось с определенной политической идентичностью. Многие харбинские русские так и поступили по патриотическим соображениям. Другие остались апатридами и потеряли работу на КВЖД. Постепенно вопрос о гражданстве и политической идентичности расколол русское население Харбина на два лагеря. Советское присутствие в Харбине укрепилось.
В 1924—1962 гг. в Харбине действовало Генеральное консульство СССР.
В 1930-ые годы Япония оккупировала Маньчжурию и создала марионеточное государство Маньчжоу-го. В 1935 году СССР продал свою долю КВЖД этому государству. Весной и летом 1935 года тысячи русских харбинцев - граждан СССР вместе с имуществом были вывезены поездами в СССР. Большинство из них сразу или позже были арестованы по обвинениям в шпионаже и контрреволюционной деятельности.
Многие русские харбинцы сначала положительно отнеслись к японской оккупации, надеясь, что Япония поможет им в борьбе с советским влиянием и защитит от Китая, который пытался восстановить суверенитет над Харбином. Тем не менее, многие уехали из Харбина в другие китайские города, как то Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Циндао.
В 1945 году, после того, как Советская Армия вошла в Харбин, все, кто были идентифицированы как участники Белого движения, и все, кто сотрудничал с оккупационными японскими войсками, были отправлены в лагеря. Кроме того, в лагеря попали и совершеннолетние дети русских харбинцев, которые к тому времени формально не являлись гражданами СССР. Основания для отправки в лагерь порой были совершенно нелепы. Например одному из молодых русских, всю жизнь прожившему в Харбине, было предъявлено обвинение "вредительство в колхозах".
После 1952 года СССР инициировал вторую волну репатриации харбинских русских. К середине 1960-х годов практически все русское население оставило Харбин. Во время Культурной революции в 1966 году часть православных храмов, построенных в городе, была разрушена, священник церкви святого Николая зверски замучен.
Современные русские, живущие в Харбине, переселились туда в 1990-е и 2000-е годы и не имеют никакого отношения к первой волне эмиграции или к КВЖД.
В Харбине, несмотря на последствия Культурной революции, до сих пор сохраняется большое число зданий, связанных с русским присутствием в начале XX века.
В прошлом в городе было более 20 православных храмов. В настоящее время ни в одном из уцелевших храмов Харбина не совершаются богослужения. Частичным исключением является Покровская церковь.
Украинский приход с церковью в честь Покрова Пресвятой Богородицы был основан в Харбине в 1922 году по благословению митрополита Харбинского и Маньчжурского Мефодия (Герасимова) и до 1930 года размещался в здании Украинского дома в Харбине. После изъятия дома приход некоторое время арендовал подвальное помещение. В 1930 году земельное управление выделило общине участок на Старом кладбище Харбина, где находились захоронения русских воинов.
Храм был заложен 1 июня 1930 года и построен в византийском стиле на средства прихода и русских жителей Харбина. После закрытия во время гонений "культурной революции" храм был отнесен к числу памятников архитектуры, охраняемых правительством. Его вновь открыли для верующих в 1984 году. Богослужения возобновились в 1986 году.
В 1986-2000 годах богослужения совершал китайский православный священник протоиерей Григорий Чжу. Со времени его кончины в 2000 году община оставалась без постоянного пастырского окормления, богослужения в храме совершались лишь мирским чином. Вопрос о совершении богослужений для проживающих в Харбине православных - в первую очередь русских и китайцев - неоднократно обсуждался в ходе диалога Московского патриархата с властями КНР. По особому разрешению здесь изредка совершались богослужения заезжим русским духовенством.