По данным издания, комитет впервые собрался на очную встречу в апреле этого года в австралийском Сиднее. Как сообщил член комитета, замначальника лаборатории компании "Инфотекс" Максим Шевченко, российской делегацией из четырех человек руководил Маршалко, однако говорить о том, является ли Маршалко сотрудником ФСБ, Шевченко не стал.
Сам Маршалко сообщил, что представляет ФСБ в российском комитете Росстандарта по стандартизации криптографии, который вырабатывает стандарты в области криптографической защиты информации. Свое участие в комитете ISO он комментировать отказался, посоветовав "Ведомостям" обратиться в центр общественных связей ФСБ, представитель которого на запрос не ответил.
Как пояснил другой член комитета Алексей Уривский, задача российских представителей в комитете ISO состоит в том, чтобы в международный стандарт блокчейна вошли российские криптографические алгоритмы.
Отметим, что программа развития цифровой экономики, которую правительство утвердило в конце июля, среди прочего предусматривает подготовку проектов нормативных актов, которые бы позволили провести правовой эксперимент по использованию блокчейна для удостоверения прав. Эти документы планируется принять в конце марта 2019 года, а сам эксперимент, продолжительность которого составит год, должен быть запущен в IV квартале года.
По словам Уривского, без сертифицированных средств электронной подписи, которые используются в блокчейне, российские госорганы, скорее всего, не смогут использовать блокчейн, а западной криптографии там быть не должно. Как полагает автор книги "Битва за Рунет" Андрей Солдатов, ФСБ пытается внедрить российские алгоритмы в международные реестры, чтобы российский пользователь сначала добровольно, а потом принудительно выбирал отечественный блокчейн. По мнению Солдатова, эти намерения вписываются в разрабатываемую государством концепцию цифрового суверенитета.
Как напоминает издание, российские организации уже начали использовать блокчейн. При этом, по словам старшего вице-президента "Сбербанка" Игоря Буланцева, в запущенных банком проектах преимущественно используются иностранные средства криптографической защиты. Также "Сбербанк" провел несколько экспериментов с российской платформой Masterchain, выполненной уже по российским ГОСТам. Сейчас эта платформа проходит сертификацию в ФСБ.