Закон вводит три принципиальных ограничения, которые, по идее, должны сильно изменить правила игры на рынке. Но это только по идее, отмечает газета.
Самое болезненное для торговых сетей ограничение - антимонопольное, которое призвано защитить интересы малого бизнеса. Закон вводит норму, запрещающую торговым сетям, на которые приходится более 25% объема реализации продовольствия на рынке, открывать новые магазины. С 1 февраля 2010 г. ограничение действует в границах субъекта РФ, а с 1 июля 2010 г. - в границах городского округа или муниципального района.
По данным исследовательской компании InfoLine, более 25% в крупном (от 300 000 жителей) городе сегодня имеет только Х5 Retail Group - в Петербурге. Больнее всего процентная норма должна ударить по сети "Магнит", которая открывает магазины в населенных пунктах с численностью от 5000 человек, конкурируя с единичными несетевыми магазинами. Совладелец "Магнита" Сергей Галицкий считает антимонопольную норму "запретом на профессию".
Однако ритейлеры сомневаются, что антимонопольная статья заработает, тем более в следующем году. Методики расчета объема реализации в границах муниципального района и городского округа не существует. Ее только поручено разработать Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Не проведены внятно и сами границы. Если, например, гипермаркет стоит на МКАД и покупатели туда ездят и из Москвы, и из области, то к какому региону он относится? Существенная часть розничного оборота в регионах приходится на индивидуальных предпринимателей, работающих без кассовых чеков, - на рыночных торговцев, напоминает совладелец ГК "Виктория" Николай Власенко. Как их считать?
Андрей Кашеваров, замруководителя ФАС, говорит, что служба "ведет диалог с сетями на предмет того, как должен считаться товарооборот на той или иной территории". Он обещает "найти методы", если "сама норма не подвергнется изменению".
Еще одна ключевая норма закона - запрет ритейлерам включать в договоры поставки все виды бонусов, кроме премии за объем, которая не должна превышать 10%. При приобретении социально значимых товаров даже такую скидку требовать у поставщиков не разрешается.
Ритейлеры и поставщики уверены, что это ограничение работать не будет. Конечно, в договоры поставки на 2010 г. не войдут запрещенные бонусы - например, за место на полке, за листинг (вывод нового бренда), но ничто не мешает сетям включить эти премии в отдельные договоры об оказании услуг, говорит крупный дистрибутор алкогольной продукции.
Логистика скоропортящихся товаров очень затратная, требует специально оборудованных складов и транспорта, поэтому услуга продаж таких товаров со стороны розничных торговцев не дешевая, говорит менеджер одного из крупнейших производителей молока в стране. "Такая услуга по нашей категории стоит около 30%, и мы готовы платить этот процент в рамках дополнительных соглашений", - заключает он.
Если поставщик платит сети бонус за объем больше разрешенного, например 15%, то сети спокойно могут написать в договоре 10%, а оставшиеся 5% взять в виде скидки от закупочной цены в 5%, рассуждает Галицкий. Поставщики вряд ли будут против этого возражать. Они считают, что ограничение платы за объем лишает их инструмента воздействия на сеть и возможности стимулирования продаж своего товара.
Новый закон жестко регламентирует сроки оплаты товара, чтобы защитить поставщиков от отсрочек, которые сети растягивают на месяцы. Сроки оплаты зависят от срока годности: до 10 дней - не позднее чем через 10 дней со дня поставки, от 10 до 30 дней - не позднее чем через 30 дней, свыше 30 дней - не позднее 45 дней.
Менеджер Auchan утверждает, что эта норма для крупных сетей трудновыполнима из-за высоких оборотов и большого количества документации, которую компаниям сложно будет оформить в такие короткие сроки. Возможно, магазины, особенно среднего и малого бизнеса, просто начнут оформлять накладные задним числом, предполагает управляющий партнер сети "Гастрономчикъ" Дмитрий Потапенко.
Предположим, сеть не станет соблюдать установленные законом сроки поставок. Тогда поставщику придется обратиться в суд за возмещением неустойки в рамках гражданско-правовой ответственности, говорит Александр Партин, старший юрист компании Goltsblat BLP. По его словам, принятый закон о торговле не меняет сроков рассмотрения таких дел. "Рассмотрения простых дел могут длиться пару месяцев, а сложных - до года. Сроки зависят от множества факторов", - говорит юрист.
Законодатели понимают, что закон вышел не очень. Принятый вариант является базовым: в дальнейшем в него можно будет вносить коррективы, признавал председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.
Текст закона публикует в среду "Российская газета".