"Россия стала первой страной, с которой Монголия подписывает соглашение о совместной деятельности по урану. Это важный политический сигнал", - заявил глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко.
Дорнодское месторождение, о котором идет речь, находится всего в 200 км от Приаргунского ГОКа в Краснокаменске Читинской области,это позволит использовать имеющуюся инфраструктуру и специалистов, пояснил Кириенко, напомнивший, что это месторождение начинали разрабатывать еще советские специалисты.
Правда, Россия будет далеко не единственным партнером Монголии по освоению ее урановых месторождений: лицензии на разработку урана на Дорнодском узле уже отданы канадским компаниям, которые совсем недавно были куплены китайцами, напоминает "Коммерсант".
Подписанты нового договора владеют по 21%, уточняет "Время новостей", а контрольный пакет, а именно 58%, принадлежит канадской компании Khan Resourses. Они получили лицензию до принятия закона, ограничивающего размер иностранного капитала на стратегических месторождениях.
Президент компании Мартин Квик, который также приехал вчера в Улан-Батор, заявил агентству Reuters, что они по-прежнему владеют своим пакетом. Как будет разрешен этот конфликт интересов, пока неизвестно.
Не дали подписанные документы и окончательного ответа на вопрос, получат ли российские компании доступ к крупнейшим монгольским месторождениям, в том числе угольному Таван-Толгой и золото-медному Оюу-Толгой. Москва рассчитывает, что лицензии на них Монголия передаст созданному в мае СП "Развитие инфраструктуры", где Россию представляет ОАО РЖД.
Москва рассчитывает, что пойти ей навстречу Улан-Батор подтолкнет вопрос о долге Монголии РФ. Сумма задолженности Монголии перед РФ сейчас составляет свыше 150 млн долларов.
Тем не менее препятствием на пути реализации планов Москвы в отношении строительства железных дорог в Монголии и освоения месторождений является активизация взаимодействия Улан-Батора и Пекина в железнодорожных проектах. Во властных структурах Монголии есть сторонники более тесного сотрудничества с Китаем.
Проблему осложняет и то, что великий хурал Монголии пока не принял новый закон, регулирующий доступ иностранцев к недрам. Монгольское законодательство требует, чтобы контрольный пакет стратегических месторождений оставался в руках государства.
В Китае же монгольское направление внешней политики сейчас курирует основной претендент на пост главы Компартии Китая на намеченном в 2012 году съезде - вице-председатель КНР Си Цзиньпин, который не жалеет ресурсов для демонстрации успехов на монгольском фронте.