Выступая в Томске на совещании с сибирскими губернаторами, которое предваряет российско-немецкий саммит, Путин поручил начать строительство трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) с двух сторон, а к моменту подхода трубы к точкам, где нужно будет делать обход, проработать всю необходимую документацию, передает ИТАР-ТАСС.
Изогнуть трубу предложил на совещании вице-президент РАН Николай Лаверов. Тогда Путин поинтересовался у главы "Транснефти", "есть ли технологическая возможность уйти на север". "Вы меня поставили в тупик", - ответил Семен Вайншток. "Я чувствую, если вы заколебались, такая возможность есть. Если бы такой возможности не было, вы бы без колебаний сказали, что ее нет", - заявил на это президент.
- Глава "Транснефти": "Решение президента меняет экономику проекта"
- Greenpeace: "Шикарное и экологически грамотное решение"
- Труба для Китая: 2,7 млн долларов за километр
- Пикет из 500 человек встретил Путина в Томске
Напомним, строительство перспективного трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан, вызвало резкие протесты экологов. То, что труба должна пройти в 800 метрах от уникального озера, их возмущало: по мнению активистов природоохранных движений, никакие самые современные системы защиты не смогут уберечь от ужасных последствий катастрофы, если она случится. Организованные преимущественно правой оппозицией и экологами митинги и пикеты быстро превращались в акции с требованием отставки Владимира Путина.
Идею перенести трубопровод на совещании в среду озвучил вице-президент РАН Николай Лаверов. Президент уточнил, означает ли это, что в случае, "если что-то произойдет, загрязнение пойдет не в Байкал, а на север"? Лаверов подтвердил правильность этого заключения: надо перенести трубу за Байкальский хребет, и тогда даже в случае прорыва нефть потечет не в озеро, а на север, в леса. "Трасса пройдет севернее той зоны, которую обозначил академик Лаверов. Будем считать, что на этом мы договорились", - заявил после этого президент.
Первые работы по строительству нефтепровода ВСТО "начнутся на Тайшете в конце апреля". Строители пойдут с двух сторон: от Сковородино на Запад и от Тайшета на Восток. В начале обсуждения глава "Транснефти" Семен Вайншток особо упирал на то, что проект отвечает самым строгим экологическим нормам: труба оснащена сейсмодатчиками, которые помогут мгновенно остановить прокачку нефти в случае чего.
Однако после того, как Лаверов предложил изогнуть трубу, Путин поинтересовался у главы "Транснефти", "есть ли технологическая возможность уйти на север". "Вы меня поставили в тупик", - ответил Вайншток. "Я чувствую, если вы заколебались, такая возможность есть. Если бы такой возможности не было, вы бы без колебаний сказали, что ее нет, - заявил на это президент. - Давайте договоримся - работу начинать с двух сторон, и к тому моменту, когда вы подойдете к двум точкам, откуда нужно будет осуществлять обход Байкала, нужно разработать всю документацию, провести все необходимые изыскательские работы для того, чтобы продолжить эту работу".
По проекту "Транснефти" нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан мощностью 80 млн тонн нефти в год должен пройти из Тайшета (Иркутская область) через Сковородино (Амурская область) в тихоокеанскую бухту близ Находки. Из Сковородино планируется ответвление на Китай мощностью 30 млн тонн нефти в год. Протяженность - 4188 км. По оценке "Транснефти", строительство обойдется в 11,5 млрд долларов, первый этап до Сковородино - в 6,6 млрд долларов.
Недавно проект прошел последнюю инстанцию - Главгосэкспертизу, которая оценивает строительные характеристики объектов, и "Транснефть", по словам ее руководителей, уже объявила тендер среди подрядчиков и планирует начать строительство летом 2006 года.
Без президентского вмешательства проблема казалась неразрешимой. Иркутские депутаты пробовали прописать природоохранную норму в Водном кодексе, чтобы защитить уникальное озеро. В законе, который вводит кодекс в действие, появилась поправка, посвященная Байкалу, - его водоохранная зона "включает в себя дельты рек, впадающих в озеро, и проходит по вершинам хребтов, склоны которых примыкают" к озеру. Однако документ спешно вернули во второе чтение и инициатива не прошла.
По закону в водоохранной зоне запрещено строительство объектов, которые могут нанести ущерб экологии и каждый проект в такой зоне должна одобрять госэкспертиза.
Хребты находятся на расстоянии 0,5-2 км от озера, а между горной цепью и озером планируется проложить Восточный нефтепровод в Китай. Экологи не один год боролись против его строительства. В 2003 году проект не согласовала Государственная экологическая экспертиза из-за близости к озеру. Два года чиновники обсуждали новый маршрут, и после долгих споров с экологами в марте Ростехнадзор подписал разрешение на строительство.
Глава "Транснефти": решение президента меняет экономику проекта
В отличие от активистов экологических организаций, глава строящей трубопровод компании "Транснефть" Семен Вайншток вовсе не обрадован решением президента. Но держится по-боевому: готов строить трубопровод "на плечах отступающего врага".
Глава "Транснефти" признал, что принятое несколько минут назад в Томске решение об изменении маршрута ВСТО по экологическим соображениям стало для него "полной неожиданностью". "Я к такому повороту готов не был", - сказал он.
"Принятое президентом 15 минут назад решение в корне меняет экономику проекта, - подчеркнул глава "Транснефти". - Труба подойдет вплотную к месторождениям, что позволит уменьшить затраты нефтяников и несколько увеличить тарифы перевозок, которые обеспечат экономическую целесообразность маршрута... Я пока не скажу, насколько удлинится маршрут и насколько будет дороже, необходимы предварительные исследования, нужно исследовать новую трассу и тогда ответим в граммах".
По его предположению, экспертиза завершится "в ближайшие два месяца": "Может быть, через полтора месяца скажу точно".
При этом Вайншток "гарантировал, что удлинение маршрута будет меньше, чем на 900 км" и заверил, что изменение маршрута трубопровода не скажется на сроках строительства: "В пятницу начнем строительство". Одновременно будет разрабатываться новый маршрут. Надо осуществить "технико-экономическое обоснование, провести экологическую экспертизу, завершить все согласования и на плечах отступающего врага продолжить строительство трубопровода".
В то же время, подчеркнул Вайншток, благодаря принятому решению "труба подойдет вплотную к месторождению, что позволит уменьшить затраты нефтяников по сооружению трубопроводов, подходящих к основной трубе, и одновременно несколько увеличить тариф, который обеспечит экономическую целесообразность этого маршрута".
Вместе с тем Вайншток заявил: "Мы были совершенно убеждены, что маршрут, который мы предлагали и который намного короче, совершенно безопасен".
Greenpeace: "шикарное и экологически грамотное решение"
Экологическая организация Greenpeace приветствовала решение о переносе маршрута за пределы водозаборной зоны озера Байкал. "Решение о переносе маршрута нефтепровода за пределы водосборного бассейна озера Байкал - это шикарное и экологически грамотное решение. Хочется приветствовать данное решение", - заявил в интервью "Интерфаксу" в среду исполнительный директор российского отделения Greenpeace Сергей Цыпленков. Так он прокомментировал решение о прокладке маршрута ВСТО за пределами водозаборной зоны, которое было принято в среду президентом РФ Владимиром Путиным в Томске.
Цыпленков подчеркнул, что в данном случае важен не "километраж" - а на заседании вице-президент РАН Николай Лаверов предложил провести нефтепровод на севере Байкала на расстоянии около 40 км от озера - а именно решение о проведении нефтепровода за пределами водосборного бассейна Байкала, так как "озеро - это не простая геометрическая фигура". "Таким образом убирается потенциальная угроза загрязнения Байкала при возможной аварии нефтепровода", - пояснил Цыпленков.
Со своей стороны, глава российского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF России) Игорь Честин также позитивно отреагировал на решение перенести маршрут ВСТО за пределы водозаборной зоны Байкала. "Безусловно, это решение проблемы. Я рад, что в итоге победил здравый смысл. Поздравить можно всех", - заявил Честин "Интерфаксу".
"Экологические риски, безусловно, остаются, но они намного ниже, чем те, которые были бы при прохождении трубопровода в непосредственной близости от озера. При новом варианте уже возможны технические решения, которые можно воплотить в жизнь и обеспечить безопасность Байкала", - сказал Честин.
В свою очередь, председатель партии "Зеленая Россия", член- корреспондент РАН Алексей Яблоков высказал мнение, что изменение проекта строительства трубопровода является "победой общественного мнения". При этом он считает, что трубопровод следует строить не в 40 км от Байкала, а гораздо дальше.
"Ученые, географы, экономисты говорят о том, что его нужно строить гораздо дальше, чтобы якутские нефтяные месторождения получили возможность выхода на эту трубу", - сказал Яблоков в эфире радиостанции "Эхо Москвы".