Господство РФ на сырьевом рынке оказалось под угрозой из-за снижения цен на газ и ненадежной репутации России как торгового партнера. Однако теперь, на фоне беспорядков на Ближнем Востоке, уверения "Газпрома" в том, что он является надежным партнером, перестают казаться преувеличением, пишет InoPressa.
"Газпром" уже увеличил поставки газа в Европу. Как считают аналитики, европейские страны могут вернуться к энергоресурсам после атомной катастрофы на АЭС "Фукусима-1", которая продемонстрировала ненадежность этих технологий. Помимо Европы, стихийное бедствие в Японии открыло "Газпрому" дорогу на азиатский рынок, куда он давно стремился.
По оценке "ВТБ-Капитал", из-за событий в Японии и Ливии продажи "Газпрома" в нынешнем году могут возрасти на 3-5% при условии, что поставки газа в Европу и Японию увеличатся на 10-15 млрд кубометров. В марте объем продаж вырос на 1,5 млрд кубометров - примерно на 10% по сравнению с прошлым годом. Акции "Газпрома" за февраль выросли на 11%, сообщает Associated Press.
Западная пресса ранее прогнозировала также снижение активности реформ в России на фоне увеличившегося потока нефтедолларов. Приток денег выгоден чиновникам, оборонной промышленности, пенсионерам, строителям и финансистам. "Но наличность также подпитывает коррупцию, поощряет рост непрозрачности в финансовой сфере и сковывает попытки перетряхнуть систему. Все это чревато проблемами для России в будущем", - писала The Washington Post.
Кроме того, доход от энергоресурсов избавил Кремль от налаживания отношений с Западом. Однако, как отмечает экономист Леонид Григорьев, Россия не повернется спиной к Западу, хотя ее лидеры, возможно, будут громче говорить о разногласиях с ним, особенно в год выборов.
Президент "Сбербанка" Герман Греф, комментируя приток доходов от сбыта энергоресурсов, заявил, что волнения в арабских странах должны позитивно отразиться на экономике России, но в краткосрочной перспективе. При этом Греф оговорился, что никогда не поддерживал высокие цены на нефть, являющиеся по его мнению, "опиумом для российской экономики". "Говоря о среднесрочных последствиях, это безусловно надувание еще одного пузыря", - сказал глава "Сбербанка".