Все российское зерно ушло на экспорт, российские предприятия остались без муки
Архив NEWSru.com

Российские экспортеры зерна, заработавшие в 2002 году более 1 млрд долларов, слегка перестарались. Как выясняется, в самой России образовался дефицит пшеницы, и цены на нее стремительно растут. Мукомолы и хлебопеки обещают, что в ближайшее время так же стремительно будет увеличиваться стоимость хлеба и просят у правительства раздать зерновые остатки по предприятиям.

Как считают предприниматели, не допустить роста цен поможет только закрытый аукцион по продаже зерна, которое покупало государство в период зерновых интервенций, среди мукомолов. Но мнение Минсельхоза на этот счет пока неизвестно.

Как должна выглядеть схема интервенций, понятно. Когда зерна на рынке будет в избытке, надо закупать его, чтобы поддерживать приемлемый для крестьян уровень цен, а когда зерна будет не хватать и цены на него резко пойдут вверх, автоматически начинать продажу.

Однако, как пишут "Известия", разговоры о необходимости проведения товарных интервенций - продажи госзерна с целью снизить рост цен на него на рынке - появились еще в апреле. А как продавать - не решено до сих пор. И когда продажи начнутся - неизвестно.

Главный вопрос в том, как реализовывать госзерно. Минэкономразвития предлагает реализовать зерно через систему Росрезерва. А в Минсельхозе отвечают, что продавать зерно по этой схеме - значит "бесплатно" отдать его рынку. Сельхозведомство, в свою очередь, предлагает или экспортировать зерно, или продать его на открытых торгах внутри страны. Позиция понятна: Минсельхозу надо заработать деньги, чтобы отдать кредит Сбербанку в размере 6 млрд рублей, на которые проводились закупки зерна.

Но, по мнению Минэкономразвития, оба эти варианта не повлияют на рыночную ситуацию. Аналитики полагают, что если Минсельхоз будет продавать зерно на внутреннем рынке на открытых торгах, то не исключено, что его купят те же зернотрейдеры. А затем государство вновь купит зерно у них, чтобы пополнить резервы. И на динамику цен, понятно, так повлиять трудно.