Соответствующие поправки должны быть внесены в ст. 86 Налогового кодекса и ст. 26 закона о банках ко второму чтению правительственного законопроекта о противодействии незаконным финансовым операциям (прозван депутатами и чиновниками "666" за номер в базе 196666-6). Этот проект должен быть одобрен Госдумой в весеннюю сессию.
В случае принятия поправок, налоговые органы будут хранить информацию о наличии счета у гражданина в определенном банке. Для этого будет использована либо уже существующая система, позволяющая ФНС в режиме онлайн получать номера банковских счетов юридических лиц, либо аналогичная ей, рассчитанная на физических лиц.
Информацию об остатках и движении средств хранить и каталогизировать не будут. Она будет поступать в ФНС только по запросу. Уполномоченными подавать такие запросы будут около 100 человек - 82 начальника региональных управлений, 19 начальников межрегиональных инспекций, а также, возможно, восемь заместителей руководителя ФНС.
Ввести норму, открывающую ФНС доступ к счетам частных лиц, Минфин планировал еще весной прошлого года. Но тогда бюджетный комитет Госдумы, возглавляемый единороссом Андреем Макаровым, отклонил такую поправку. В комитете опасались, что налоговики начнут массово требовать от граждан пояснений по операциям на счетах.
Между тем, по словам самих налоговиков, о массовости не может идти речи - всего в год по стране проводится около 2000 выездных проверок частных лиц. Полученные же данные помогли бы, к примеру, при борьбе с фирмами-"однодневками", снимающими и выводящими средства со счетов компаний.
После отклонения депутатами поправки аналогичная ей норма была почти сразу включена в законопроект о противодействии незаконным финансовым операциям, подготовленный под руководством помощника президента Евгения Школова. При согласовании позиций депутатов и чиновников потребовались совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова и первого замруководителя администрации президента Вячеслава Володина.
В итоге депутаты согласились внести поправки в законопроект при условии ограничения круга лиц, имеющих право получать такую банковскую информацию.
Такая позиция была принята, так как банковская тайна уже не является абсолютной. Так, иностранные налоговики уже имеют право доступа к информации об операциях по счетам в российских банках.