Гендиректор компании "Русские машины", которой принадлежит ГАЗ, Петр Золотарев заявил: "У нас есть свои разработки, но покупка лицензии сэкономит нам время и деньги, поэтому мы ищем такие возможности".
В отличие от многих моделей, лицензии на сборку которых покупают российские компании, модель Maxus, о которой идет речь - новинка. Компания LDV разрабатывала ее вместе с компанией Daewoo и запустила в производство в 2005 году. Maxus выпускается в трех вариантах: мини-вэн, микроавтобус и автобус с высокой крышей массой 2,8, 3,2 и 3,5 тонн. Пока машины продаются только в Великобритании, Турции и Малайзии.
Российская компания ведет переговоры о получении лицензии, но, как пишет газета "Ведомости" не исключен вариант покупки британского завода целиком, поскольку компанию может не устроить приобретение лицензии.
В "Русских машинах" комментировать эту версию отказались, но Золотарев заявил, что сейчас компания проводят комплексную юридическую оценку проекта и разрабатывают бизнес-план, который должен быть готов к августу. Тогда "Русские машины" примут окончательное решение, заключать эту сделку или нет, поясняет он.
По оценкам гендиректора российской компании, ГАЗ сможет выпускать 10-15 тысяч Maxus в год, но предсказать цену на российском рынке пока сложно. В Великобритании машина стоит от 31,3 тысячи долларов. Хотя в России и постараются снизить цену машины, она все равно не будет позиционироваться как массовый автомобиль и будет дороже "Газели".
Золотарев заявляет: "Мы не прочь сотрудничать с глобальными автоконцернами. Но нас устраивает только равноправное партнерство, а не роль младшего брата. Мы также не хотим быть аутсайдером, который собирает старые чужие автомобили", - пояснил "Ведомостям" Золотарев. Не желая терять контроль над ГАЗом, Дерипаска в 2004 г. даже отказался от партнерства с японской Nissan.
Эксперты позитивно оценивают стратегию ГАЗа. По их оценкам, лицензия и переоборудование производства под Maxus могут обойтись ГАЗу в 40-65 млн долларов, а покупка всего завода - не дороже 150 млн долларов.
Для сравнения: по оценке "Русских машин", разработка собственного легкого коммерческого автомобиля с нуля обошлась бы в 450-500 млн долларов. Единственно, что, по мнению некоторых экспертом, может помешать успешному продвижению нового атвомобиля, это то, что бренд Maxus абсолютно неизвестен в России, хотя в 2005 году журнал Professional Van & Light Truck признал 3,5-тонный Maxus фургоном года.
Вызывает сомнение и то, что ГАЗу удастся серьезно удешевить Maxus, а без этого налаживать производство не имеет смысла. Дорогие машины занимают всего 5% этого сегмента рынка в России. К примеру, продажи самого популярного в линейке малотоннажных автомобилей Mercedes-Benz - Mercedes Sprinter в 2005 году выросли на 8% до 464 автомобилей.