Он призвал предпринимателей "понимать свою меру ответственности": "Российские компании должны быть зарегистрированы на территории нашей страны и иметь прозрачную структуру собственности", - сказал Путин, именно поэтому поставлена задача по деофшоризации.
"Сейчас готовятся необходимые изменения в нормативную базу", - отметил президент. Это не просто "взять и ограничить возможности для использования офшорных схем, - сказал он. - Запретами здесь мало чего можно решить".
Путин уверен, что, если отечественные компании станут платить налоги в России, это укрепит доверие к бизнесу и институту частной собственности, к ценностям экономической и предпринимательской свободы, передает ИТАР-ТАСС.
Он заверил, что отечественным компаниям будет оказываться необходимая поддержка, в том числе, по выходу на глобальные рынки, "исходя из того, что конкурентоспособность отечественного бизнеса - это залог национальной конкурентоспособности в целом".
Офшорные компании заставят платить налоги в России
Сегодня же, напомним, российское Министерство финансов опубликовало первый законопроект по борьбе с офшорами - об иностранных контролируемых лицах (CFC). Он обяжет не только все российские компании, но всех россиян, которые владеют хотя бы 1% акций иностранной компании, самим сообщать об этом в налоговые органы.
Тем, кто скроет зарубежные активы, грозит штраф в 100 тысяч рублей за каждую "укрытую" компанию.
Минфин целился не в "дочек" компаний, а скорее в граждан, владеющих российскими компаниями через офшорные структуры, полагают "Ведомости". Таких в России много: Владимир Потанин владеет 30,02% в "Норникеле" через несколько структур, в том числе кипрскую, Владимир Лисин владеет НЛМК через кипрскую Fletcher (85,54%), а 63,46% Evraz принадлежит кипрской же Lanebrook Романа Абрамовича и его партнеров.
Они получают дивиденды и проценты от российских активов не напрямую, а транзитом через низконалоговые страны и платят минимальный налог: на Кипре по дивидендам - 5% вместо 15%, по процентам - 0% вместо 20%. Теперь эти доходы будут расцениваться как часть российского дохода. Компании будут платить с нераспределенной прибыли 20%, а российские акционеры - 13% НДФЛ.
Под закон подпадут не только фирмы в офшорах, входящих в черный список Минфина, но и компании в низконалоговых странах.
Сборы с "дочек" российских компаний за рубежом могут резко вырасти
Распространить предложение Минфина планируется не только на структуры в офшорных зонах, но и в низконалоговых юрисдикциях. Поэтому законопроект в нынешнем виде создаст проблемы не только среднему, но и крупному бизнесу, сказал "Коммерсанту FM" партнер компании UFG Wealth Management Дмитрий Кленов.
"В том виде, в котором инициатива представлена сегодня - это достаточно жесткая радикальная позиция. В случае принятия она будет иметь существенное влияние на бизнес, не только на малый или средний, но и прежде всего на крупный. Не совсем понятно, каким образом законопроект будет применяться, в первую очередь, к крупнейшим налогоплательщикам, к тем государственным монстрам, которые имеют достаточно много зарубежных компаний, у них много СП, которые создаются при владении более 10%. И каким образом учитывать и облагать налогами доход подобных СП", - недоумевает Кленов.
В контролируемой мировой практике, как правило, признается компания, где у владельца находится свыше 50% акций. Планка в 10% существует только в США. Однако в американском законодательстве есть ряд оговорок. В нынешнем виде предложение российского Минфина ударит по добросовестным инвесторам, заметил управляющий партнер адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры" Вячеслав Леонтьев.
"Американский опыт говорит о том, что 10% - это минимальный размер, который может принадлежать гражданину. Но при этом общий размер процентов в уставном капитале, принадлежащий гражданам США либо американским компаниям, превышает 50%... Если же в нашей инициативе оставить просто 10%, то под удар попадут и просто частные инвесторы, которые покупают акции публичных компаний, в том числе и иностранных, в качестве частных инвестиций", - рассказывает Леонтьев.
Напомним, о деофшоризации президент Путин заговорил в 2012 году. "Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики", - сказал он, выступая с бюджетным посланием к Федеральному собранию 12 декабря 2012 года, и пообещал, что Россия разработает национальный план борьбы с офшорами.
Через год, в следующем послании президент заявил, что результаты деофшоризации российской экономики пока мало заметны. По его данным, в 2012 году через офшоры и полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов, т.е. пятая часть всего экспорта России. Половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на офшоры.
Путин предложил "прижать офшоры" - лишить господдержки и возможности исполнять госконтракты те компании, которые работают в России, но зарегистрированы в иностранной юрисдикции. Он поддержал и предложение министерства финансов, по которому компании, зарегистрированные за рубежом, но имеющие активы в России, должны платить налог на прибыль по российскому законодательству.