План Минфина по деофшоризации российской экономики готов
Moscow-Live.ru
В 2014 году бизнесменам придется платить налоги с дивидендов по российским ставкам, искусственное занижение сумм сделок потеряет финансовый смысл, а аудиторы будут вынуждены делиться клиентской информацией с налоговиками. Все это произойдет, если воплотится новый план Минфина по деофшоризации российской экономики.

Этот план из 21 пункта Минфин разработал в январе, документ вводит в оборот три новых понятия - "налоговое резидентство организаций", "фактический получатель (собственник) дохода" и "контролируемые иностранные компании".

Законопроект даст возможность получать с российских компаний налог на прибыль, который ранее перечислялся "дочкам" в офшорах, рассказывает РБК daily.

А введение понятия "налоговое резидентство организации" позволит отследить финансовые структуры и холдинги, у которых нет постоянного представительства в России.

Понятие о "фактическом получателе (собственнике) доходов" позволит не применять пониженные ставки по процентам, дивидендам и роялти в соглашении о двойном налогообложении в том случае, когда "получатель" является всего лишь агентом, а не фактическим получателем дохода.

В налоговом законодательстве уже есть понятие лица, имеющего фактическое право на доход, но это не то же самое, что "бенефициарный собственник". "Российский бизнесмен может стоять над российским заводом, за слоями офшорных компаний, и экономически - он бенефициарный собственник завода, - объясняет Михаил Филинов. - Но одновременно кипрский холдинг, который получает дивиденды от завода, может быть "лицом, имеющим фактическое право на доход", если он будет, например, реинвестировать полученные дивиденды в другие заводы, а не перераспределять далее по офшорной цепочке".

Уже сейчас Россия требует, чтобы иностранная компания, которая применяет налоговую льготу к доходу из России, была его "бенефициарным собственником".

Еще одно предложение Минфина - обнулить планку по суммарному критерию для признания сделок контролируемыми, если одна из сторон сделки или ее бенефициар зарегистрированы в офшоре (сейчас суммарный критерий - 60 млн рублей).

Упоминает ведомство Антона Силуанова и о своей давней идее расширить доступ налоговиков к сведениям "аудиторской тайны" (или аудиторским документам, связанным с налогообложением обслуживаемой организации). Соответствующие поправки в Налоговый кодекс, которые позволяют получать от аудиторов конфиденциальную информацию о налогоплательщиках, Минфин готовил ранее.

Бороться с уклонением от уплаты налогов через офшоры, "прижать" их в послании Федеральному собранию в декабре прошлого года призвал Владимир Путин. "В 2012-м году через офшоры или полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов - это пятая часть всего нашего экспорта", - обозначил он цену вопроса.

Экс-министр финансов Алексей Кудрин отмечал в этой связи, что предложения Путина по деофшоризации экономики вряд ли дадут эффект, хотя они и "правильны в отношении госкомпаний".

Финансовый омбудсмен Павел Медведев тогда же заявлял, что "опять не с того начинаем". По его мнению, сначала "создали невыносимые условия внутри страны, а теперь говорим бизнесу: либо выбирайте жизнь в несносных условиях, где у вас могут попросту отнять бизнес, либо мы вас обложим налогом".