Дисбаланс в экономике сохранится еще 10-15 лет
"Сейчас пожара нет. Очевидно, что ситуация долгие годы будет нестабильна... Это будет продолжаться лет десять, пятнадцать: на мой век хватит", - сказал Улюкаев.
"Мы с вами должны быть настороже, держать порох сухим, принимать разные меры, чтобы купировать локальные проблемы. Глобальную проблему мы решить не в состоянии", - добавил он.
Обвальное падение мировых фондовых площадок, начавшееся после снижения рейтинга США, Улюкаев считает локальной коррекцией. В четверг рынки, немного восстановившие свои позиции к середине недели, вновь стремительно упали на фоне негативной информации из США и нестабильной экономической ситуации в Европе. Общий пессимистический настрой инвесторов ведет к панике на торговых площадках как в России, так и в других странах.
"Реакция рынка - это локальная коррекция. Последствия действий рейтингового агентства - локальный всплеск. Снижение рейтинга США было ожидаемым, предупреждающих факторов было более чем достаточно. Регуляторы, а главное - инвесторы, эмитенты, участники рынка заранее учитывали возможность рейтинговых действий в отношении США. Поэтому ничего разрушительного не произошло. Колебания рынка выглядят абсолютно оправданно", - отметил Улюкаев.
"Тем не менее за любыми событиями стоят глубинные, серьезные вещи. В данном случае - локальный и глобальный дисбалансы в экономике. С этим ничего не произошло: дисбалансы не уменьшились, не увеличились. А это значит, что ситуация высокой волатильности, риска постоянных изменений переменных сохраняется", - добавил он.
Согласованная политика мировых финансовых властей - единственный, но маловероятный сценарий выхода из кризиса
"Осторожная, согласованная политика регуляторов в глобальном масштабе - маловероятный сценарий. Второй, более реальный способ - решить проблему через инфляцию, то есть через обесценивание долгов. Между этими двумя полюсами есть целый набор разных опций", - считает Улюкаев.
По словам первого зампреда Центробанка, в России ситуация осложняется тем, что резервные фонды страны сформированы при цене на нефть в 40-60 долларов за баррель, а тратятся при 90 или 100 долларах за баррель.
"Регуляторы должны совместными усилиями прийти к минимально рисковой политике. Но у каждой медали две стороны: малые риски обусловлены низкой доходностью. И нам придется вступить в период, когда доходность будет невысокой, а темпы роста кредитного портфеля - сдержанными", - рассказал он.