Европа и евро находятся на краю пропасти, предупредил один из инициаторов создания европейского общего рынка, бывший председатель Еврокомиссии 86-летний Жак Делор.
В эксклюзивном интервью бельгийской газете Le Soir и швейцарской Le Temps, Делор высказал мнение, что франко-германский саммит, посвященный проблемам долгового кризиса в еврозоне, не принес реальных решений для вывода еврозоны из кризиса.
"Откроем глаза: евро и Европа находятся на краю пропасти. И чтобы не упасть, выбор, как мне представляется, прост: либо государства-члены соглашаются с более тесным экономическим сотрудничеством, чего я всегда требовал, либо они передают дополнительные полномочия Евросоюзу. Второй вариант был отвергнут большинством из 27 членов, остается первый", - заявил Делор. По его словам, отказ от более тесного экономического взаимодействия чреват распадом сообщества.
Как сообщает РИА "Новости", из-за неясности ситуации в еврозоне Чехия не готова назвать дату перехода на евро, заявил премьер-министр Петр Нечас. "Неясно, к чему бы мы присоединились", - добавил он. По словам премьера, нынешний долговой кризис в еврозоне создает иную ситуацию, чем та, о которой говорилось в момент вступления Праги в Евросоюз в 2003 году. Также Нечас сдержанно отнесся к инициативе Германии и Франции о создании экономического правительства еврозоны.
Европейские отклики на встречу также полны разочарования. Парижский торговец ценными бумагами Ив Марше назвал франко-германские рецепты расплывчатыми, а представитель французских социалистов Бенуа Эмптон - пустым делом.
Председатель фракции СДПГ в Бундестаге Франк-Вальтер Штайнмайер считает предложения двух лидеров недостаточными. Резко критикуют их зеленые: по мнению интернет-издания журнала Spiegel, Меркель и Саркози ограничились рекомендациями: "Kанцлерин и президент представили план, который с риторическим пылом предлагает давно известные требования и предложения".
"Немецко-французская встреча дала одну четкую рекомендацию: продавать евро на рынках", - считает Нобуёси Куроива, эксперт токийского банка Hachijuni.
Напомним, президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель предложили создать подобие правительства еврозоны и назначить его главой председателя Европейского совета Хермана ван Ромпея. Предлагается также закрепить в конституциях всех ее стран потолок долговых заимствований и ввести налог на финансовые операции по покупке или продаже акций, валюты, ценных бумаг, пишет "Независимая газета".
Экономическим правительством должны служить отдельные саммиты глав государств и правительств стран еврозоны, чтобы по аналогии с саммитами ЕС проводить дважды в год совещания еврозоны на высшем уровне и принимать на них самостоятельные решения.
Такой план не вызовет всеобщего энтузиазма в Евросоюзе, считает издание. Франко-германский проект повлечет за собой обособление 17 из 27 стран сообщества, встанет проблема взаимоотношений экономического правительства еврозоны и правительства Евросоюза, коим является брюссельская Комиссия ЕС.
Насколько известно, под брендом экономического правительства хотят согласовывать экономическую и социальную политику еврозоны, держать ее полубанкротов, так сказать, в ежовых рукавицах жестких обязательств экономии бюджетных и социальных расходов.
В таком случае 10 стран ЕС, сохраняющих национальную валюту, могут значительно утратить влияние в вопросах евро, хотя они и для них имеют жизненно важное значение. За бортом может оказаться Великобритания с ее нередко особой позицией по финансам. А также Польша, всегда озабоченная сохранением своего я, и остальные партнеры сообщества, не связанные единой валютой.
Число ежегодных плановых встреч на высшем уровне увеличится вдвое, и, с учетом чрезвычайных мероприятий, метаться по заседаниям лидерам будет непросто. Хотя можно найти решение в форме проведения саммитов еврозоны и ЕС в сцепке по времени и месту - один сразу за другим. И оба, как намечено, будут проходить под председательством президента ЕС.
Эта инициатива мотивируется стремлением Парижа и Берлина проложить путь к ликвидации долгового кризиса и обеспечить надежное будущее евро. Однако в последнее время Франции грозят серьезные финансовые риски, дополняемые внутриполитическими трудностями.
Германия, наоборот, укрепляет позиции и авторитет благодаря удачному выходу из экономического кризиса, снижению безработицы и росту экспорта.