Напомним, "разношерстная толпа" мировых лидеров, как назвала их американская газета The Washington Times, съедется в Москву 9 мая. Там будет президент США Джордж Буш, и Жак Ширак из Франции, и, может быть, Тони Блэр из Британии. Хотя из-за британских всеобщих выборов, которые накануне пройдут в стране, есть слабая вероятность повторения Потсдама, пишет газета, перевод которой публикует Inopressa.ru, и напоминает, что Потсдамская мирная конференция 1945 года на окраине разрушенного Берлина открылась с участием Сталина, Трумэна и Черчилля. К моменту, когда она закрылась, выборы в Британии привели на смену Черчиллю Клемента Аттли.
Некоторые из приглашенных считают своим долгом не приезжать в Москву. Так, лидеры Эстонии и Литвы не видят смысла праздновать замену нацистского "сапога" на советский. Японский премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми вежливо отказалсяпраздновать поражение военного союзника своей страны.
Нынешний лидер союзника, канцлер Германии Герхард Шредер, приедет, чтобы подтвердить свою обычную мысль о том, что и Германию в 1945 году освободили от страшного режима Гитлера, отмечает издание. И при этом Шредер будет в неловком положении. Он только что принимал Путина на промышленной ярмарке в своем родном Ганновере, где руководители подразделения Wintershall, входящего в химическую компанию BASF, и российского гиганта "Газпром" подписали сделку, выходящую за рамки простой покупки. "Речь идет не только о поставках. Немецкая компания впервые участвует в производстве в России", - заявил Шредер.
Между тем на долю России уже приходится треть энергетического импорта Германии, а две компании будут совместно разрабатывать месторождение "Южно-Русское" в Западной Сибири и начнут работы над трубопроводом, который будет осуществлять поставки в Европу через Балтийское море. "Газпром" также продаст 25% акций месторождения немецкой энергетической компании E.On AG.
Как пишет газета, все это выглядело замечательно, но затем возникли два неприятных сюрприза. Первым стали налоговые претензии почти на 1 млрд долларов, предъявленные на прошлой неделе российскому партнеру British Petroleum - компании ТНК. Счет, предъявленный в последнюю неделю суда над Михаилом Ходорковским из ограбленной нефтяной компании ЮКОС, выглядел напоминанием об опасностях бизнеса в стране, где закон будет таким, как скажет государство.
Затем антимонопольная служба России заблокировала покупку немецким машиностроительным гигантом Siemens акций российской компании "Силовые машины", крупного производителя генераторов. Продукция "Силовых машин" приводит в движение российские атомные, тепловые, газовые и гидроэлектростанции, но компания работает и на оборонную отрасль. А Кремль все больше славится тем, что не пускает иностранцев в энергетический сектор, алюминиевую отрасль, и также в отрасли, которые можно назвать стратегическими, пишет газета.
В этой связи даже немцы забыли о вежливости. На прошлой неделе газета Die Welt отмечала, что формально торговые отношения между двумя странами никогда не были лучше. Но "экономические круги Германии признают, что в действительности все иначе: возможности, которые может предложить Россия, перекрываются рисками, и немецкий бизнес предпочитает инвестировать в Восточную Европу и Китай".
Уровень доверия к российским финансовым органам очень низок
ЕС пока является главным торговым партнером России. На долю ЕС приходилась треть российской торговли в 1997 году, а сейчас – более половины, отчасти потому, что в результате расширения ЕС в союз вступили страны Восточной Европы, традиционно имеющие торговые связи с Россией. Но все же главная причина - повышение цен на нефть. Единственными предметами российского экспорта, всерьез интересующими Запад, являются нефть, газ и сырье, пишет газета.
Как пишет The Washington Times, отношения между Россией и ЕС специфические. У России есть нужное Европе сырье, у Европы есть квалификация, инвестиции и рынки, а также свобода и независимая юстиция, необходимые России. Но отношения не складываются, так как путинская Россия по-прежнему действует себе во вред, оскорбляя и обманывая нужных ей иностранных инвесторов, а затем облагая их налогами.
Возможно, эта репутация является преувеличением. Налоговые претензии к российскому партнеру BP могли быть несвоевременной ошибкой рьяных налоговиков, возможно, работающих в доле с российскими биржевыми жучками. Уже звучали обвинения в извлечении выгоды из колебаний рынка после появления сообщений о налоговых претензиях.
На самом деле уровень доверия к российскому государству и его финансовым органам очень низок. Утечка капиталов из России возобновилась. Когда российские инвесторы начинают уводить деньги в безопасные места, уже не имеют веса заявления президента Путина о том, что больше не будет ни конфискаций, ни арестов в стиле ЮКОСа. Западные бизнесмены и главы государств все это видят, подчеркивает газета.
Можно ожидать, что после тостов за военный альянс Британии, Америки и России и салюта на Красной площади Джордж Буш с Тони Блэром зададут Путину малоприятные вопросы о том, как делать бизнес в России. А канцлер Шредер, возможно, захочет узнать, почему на немецкие деньги можно покупать в России нефть и газ и нельзя - машиностроительную компанию. И если ответы Путина им не понравятся, новый договор ЕС с Россией, подписанный 10 мая, окажется пустым звуком.
В связи с этим американская газета упоминает другой договор, подписанный предшественником Путина с нацистами в августе 1939 года и ставший первым выстрелом Второй мировой войны.