Специалисты ГУЭБ, изучив криминогенные процессы в различных сферах экономики, а также сведения, поступающие из Росфинмониторинга, Банка России, ФНС и других федеральных ведомств, выяснили, что в течение 2010 года и первого квартала 2011 года по сомнительным основаниям за рубеж была выведена довольно внушительная сумма - около 5 трлн рублей", - отметил Сугробов.
Маршруты движения "теневых" средств, по его словам, остаются прежними и пролегают через страны Балтии, Кипр, Гонконг, Швейцарию, офшоры Великобритании и Нидерландов.
Одним из основных институтов, который занимается легализацией незаконных доходов, их обналичиванием и выводом денежных средств за рубеж, глава ГУЭБ считает так называемые "транзитные" банки.
"Именно они специализируются на предоставлении теневых финансовых услуг. Транзитные операции этих банков (с разрывом платежей и сокрытием конечных отправителей и получателей средств) направлены на то, чтобы сначала аккумулировать, а затем перечислить деньги в обналичивающие банки или же перевести безналичные средства на счета нерезидентов в офшорные зоны", - сказал Сугробов.
Он также сообщил, что одной из проблем в сфере международных финансовых операций является отток российских денег в Китай, который в 2010 году составил более 70 млрд рублей. При этом доля переводов физических лиц составила около 40%.
Неконтролируемому выводу средств нерезидентами по официальным каналам денежных переводов в Китай способствует российское банковское законодательство, которое по мнению глава ГУЭБ, "позволяет физическим лицам осуществлять банковские переводы без ограничения сумм и обоснования платежей".
Для Южного федерального округа и, в частности, Краснодарского края из-за их географического положения роль транзитной площадки играет Турция. "По имеющейся информации, Турция является одним из наиболее дешевых каналов поступления контрабандной наличности в Россию", - сказал Сугробов.
По экспертным оценкам ГУЭБ МВД России, основной массив коррупционных средств, оседающих за рубежом, составляют деньги, полученные в виде так называемых "откатов" в сфере госзаказа, и средства, похищенные напрямую из бюджетов различных уровней.
На основе материалов уголовных дел ГУЭБ сделал вывод, что должностные лица, скрывают следы преступления, пользуясь услугами организованных преступных групп, специализирующихся на создании криминальных кредитно-финансовых механизмов в банковском секторе.
По словам Сугробова, существующие каналы вывода за рубеж денежных активов используются представителями всех видов криминального промысла, таких, как незаконный оборот наркотиков, торговля людьми, экономические преступления и т.д.