"Страны будут развивать две экономические зоны, которые будут находиться под правительственным управлением, действовать на основе предприятий и сохранять ориентированный на рынок характер", - гласит соответствующий указ Министерства торговли КНР.
Первая СЭЗ появится на северокорейских островах Хвангумпен и Вихва на реке Ялуцзян. Второй проект будет расположен в уже существующей особой экономической зоне - городе Расон. Он предполагает модернизацию железной дороги из Китая и местного порта, строительство цементного завода и возведение электрической инфраструктуры.
Хотя Китай считается близким союзником КНДР, Пхеньян старается ограничить экономическое и политическое влияние соседа на своей территории. Но Ким Чен Ир готовится вскоре передать власть своему сыну Ким Чен Уну, а потому стал сговорчивее.
"В последнее время КНДР проявляет интерес к китайским экономическим реформам. Ким Чен Ир за последние два-три года несколько раз посещал Китай, - сказал РБК daily эксперт Лондонской школы экономики Кент Дэн. - КНДР может использовать китайский капитал для поддержания своих устаревших экономических мощностей, как 30 лет назад сами китайцы задействовали для этих целей капитал своих соотечественников в Гонконге и на Тайване".
"Китайские инвесторы необходимы режиму, так как плачевное состояние отношений между Пхеньяном и Сеулом уменьшает поток инвестиций из Южной Кореи, к тому же деньги из Китая выдаются на куда менее жестких условиях", - пояснил политолог Ноттингемского университета в городе Нинбо Сергей Радченко.
В КНДР уже есть СЭЗ Кэсон с участием капитала из Южной Кореи. Официальный Сеул неоднократно подчеркивал, что в экономическом отношении северокорейская площадка не представляет большой ценности, однако с ее помощью он надеется "посеять семена рыночных реформ" на Севере.
Однако, как отмечают западные аналитики, большинство жителей КНДР даже не подозревают, что на территории их государства работают южнокорейские фабрики.