Доклад главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева планировали сделать публичным, но, как рассказывает РБК daily, присутствовавшие журналисты смогли услышать лишь первое предложение: "Рост промышленности нулевой, отрицательные показатели инвестиций в основной капитал".
Сложность момента Владимир Путин смог оценить по достоинству, обратившись к членам правительства: "Слава богу, это пока не кризис. Будем надеяться, что ситуация не разовьется в кризис...". Члены правительства в перерывах совещания нервно курили, свидетельствует газета.
В новых расчетах Минфина, которые приводит "Коммерсант", доходы от несырьевого сектора экономики в ближайшие три года упадут на 1,7 трлн рублей - до 7,6 трлн рублей против 8,3 трлн, на которые еще в июне рассчитывало правительство. Пик падения ненефтегазовых доходов бюджета запланирован Минфином на 2015 год. Начала выхода из кризиса, по подсчетам Минфина, можно ожидать только в 2016 году.
Бюджетные ожидания финансового ведомства расходятся с оценками Минэкономразвития, ухудшившего макроэкономический прогноз в августе. По расчетам МЭР, пик сокращения прибыли крупнейших компаний как раз придется на 2016 год.
Ухудшение несырьевого сектора повлияет и на рост бюджетного дефицита: в 2014 году - на 0,1% к ВВП, в 2015 году - на 0,5% - до 874,8 млрд рублей, или 1,1% ВВП. Эти расчеты оказались даже хуже обещаний главы Минфина Антона Силуанова, который на саммите G20 обещал пятипроцентное сокращение расходов бюджета, за исключением социальных расходов.
На чем власти хотят сэкономить
Исходя из минфиновских ожиданий крушения несырьевой части экономики, в Кремле обсуждали более масштабное сокращение бюджетных расходов. Так, пятипроцентное сокращение каждые три года может обернуться и 10%. В 2014 году эта мера позволит высвободить в бюджете 137,2 млрд рублей.
Под сокращение не попадут только 16 бюджетных статей, среди которых названы стипендии студентам, пенсии военнослужащим, зарплаты, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и оплата международных обязательств. Экономия за трехлетку оценена Минфином в 489,2 млрд рублей.
Другое сокращение расходов на 3% предлагается провести в 2016 году. Под него попадут госзакупки, госпрограмма вооружения "и другие несоциальные расходы". Экономия оценивается в 176,1 млрд рублей, но для сбалансированности бюджета этого недостаточно.
Дополнительно Минфин предлагает "пропустить в 2014 году индексацию расходов на оплату труда и денежного довольствия военнослужащих".
"Бюджетный маневр" предлагается закрепить и "налоговым маневром". Налоговые меры коснутся повышения ставки НДПИ на нефть при снижении предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть. Кроме того, предлагается отказаться от льготного десятипроцентного уровня НДС на социальные товары и перейти на исчисление налога на имущество физлиц на основе его кадастровой стоимости. Доходы от НДС отдельно предлагается увеличивать за счет "сокращения теневого сектора экономики".
Еще одна группа мер по сбалансированию бюджета касается оптимизации управления госимуществом. Прежде всего Минфин намерен в 2016 году продать 19,5% НК "Роснефть" и получить доходы в бюджет через дивиденды ОАО "Роснефтегаз". Ожидаемые доходы бюджета от этой сделки 423,5 млрд рублей.
Кризиса не ждем, но готовимся к нему
"Совершенно очевидно, что инфляционная модель экономики уже не работает, так как по многим направлениям цены на услуги производственным предприятиям (в особенности в сфере ЖКХ) уже сопоставимы со среднеевропейскими, при том что производительность труда пока оставляет желать лучшего, хотя динамика производительности в последние годы и обнадеживает", - заявил "Независимой газете" аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.
"Что же касается расходов, в текущей ситуации надо их не сокращать, а, наоборот, наращивать, однако делать это правильно - то есть стимулировать экономический рост. Госдолг и в целом долговая нагрузка российской экономики сейчас крайне низкие, и в этом плане есть простор для маневра. Наращение, скажем, госдолга до 15% от ВВП с нынешних 4,5% позволило бы простимулировать рост ВВП примерно на 4,5-5% в следующем году". Конечно, при условии, что деньги не будут просто выведены в офшоры или не разворуются", - предупреждает аналитик.
Увеличение расходов на крупные, но недостаточно просчитанные инфраструктурные проекты также подвергается критике со стороны экспертов. "Минфин не может или не хочет настаивать ни на необходимости существенного ограничения финансирования таких проектов, ни на растягивании во времени сроков реализации программы вооружений, - отмечает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. - Но без проблем ради сохранения своего любимого детища - формально сбалансированного бюджета - соглашается на снижение финансирования расходов на человеческий капитал".