Искать дополнительные деньги Минфин вынужден из-за более низких, нежели предполагалось раньше, темпов роста экономики, пишет "Российская газета". Недавно минэкономразвития снизило прогноз по росту экономики на этот год. По консервативному сценарию предполагается, что в этом году экономика прибавит всего 1,8%, хотя при верстке бюджета и в начале года рассчитывали на рост в 3,2%.
Более низкими темпами экономика будет расти и в последующие годы. А для уверенного исполнения всех принятых ранее обязательств нужны среднегодовые темпы роста, превышающие в 1,5 раза общемировые, замечает Никита Масленников из Института современного развития. Если учесть, что рост мировой экономики в этом году может составить 3,2-3,4%, России следовало бы прибавить 4,5-4,7%, а лучше 5%.
Что Антону Силуанову еще не удалось провести через правительство, - так это сокращение и перенос расходов на гособоронзаказ. В июне Минфин уже предлагал правительству уменьшить эту статью на те же 5%, но в проект предельных расходов бюджета это предложение не попало. По летним расчетам Минфина, экономия на закупках вооружения вполне сопоставима с экономией на гражданских госзакупках - около 256 млрд рублей в 2014-2016 годах. Кроме того, Минфин предлагал часть расходов на гособоронзаказ перенести на более поздний срок - профинансировать их с 2016 года.
Накануне саммита G20 Владимир Путин фактически согласился на урезание бюджетных расходов, об этом он сказал среду в интервью The Associated Press и "Первому каналу", напоминает "Коммерсант". Но поручений на эту тему из Кремля в Белый дом не поступало. Впрочем, не внесены в правительство и предложения Минфина о новых сокращениях расходов.
Возможно, считает газета, Антон Силуанов, упоминая 5%, лишь напомнил бюджетополучателям о летней дискуссии, а в официальных предложениях ведомства урезание расходов может оказаться гораздо более жестким. Но в итоге все будет зависеть от того, что правительство признает несокращаемыми "первоочередными расходами".
Оправдывая неизбежные ограничения расходов, президент Путин сослался на то, что мировая экономика тоже "припала". Ссылка на "припадание" мировой экономики - неудачная операция прикрытия, считает "Московский комсомолец".
Американская экономика во втором квартале 2013 года выросла на 2,5%, в том же квартале экономика еврозоны впервые за почти полтора года приподнялась на 0,3%. В августе китайская промышленность ускорилась до рекордных за 16 месяцев темпов, бразильский ВВП во II квартале продемонстрировал лучшие показатели с января 2011 года. В России же ситуация развивается по формуле, приписываемой Владиславу Суркову, - "около ноля". Именно замедление экономики и заставило президента дать добро на сокращение бюджетных расходов.
Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев заявил газете: "Это расплата за популизм непрофессиональных решений прошлых лет, когда мы исходили из того, что всё будет хорошо. Брали высокие обязательства, говорили, что экономика будет расти. А теперь денег нет".
Его предложение - отказ от бюджетного правила: "У нас и неэффективных расходов много, есть где урезать. Но в то же время мы продолжаем накапливать Резервный фонд. Отказываемся от каких-то трат и одновременно складываем в кубышку. Но от этого бюджетного правила надо отказываться, чтобы потом не резать. А то в будущем может оказаться, что 5% это мало и надо 15% отрезать".
За ситуацией в России внимательно следят и в Пекине, где 4 сентября была обнародована "Желтая книга: Доклад о развитии России", созданная экспертами Института России Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук Китая.
В докладе, выдержки из которого приводит "Независимая газета", сказано, что президент Путин столкнулся с рядом новых вызовов в экономической области, среди которых самыми важными являются необходимость реформ и выбор для России нового пути развития.
При замедленном темпе роста макроэкономическая ситуация в целом оказалась лучше прогнозируемой. Однако из-за рецидива европейского долгового кризиса и неопределенности перспектив глобальной экономики российская экономика по-прежнему стоит перед множеством вызовов. Тенденции ее развития все еще не стабильны, и в будущем следует ожидать столь же замедленного темпа экономического роста.