Белорусская статистика отражает все изъяны нерыночной экономики. С начала в стране подорожали топливо, сахар, поднялись цены на городской транспорт, мясо и молоко, но при этом инфляция составила 6,4%
RTV International
Белорусская статистика отражает все изъяны нерыночной экономики. С начала в стране подорожали топливо, сахар, поднялись цены на городской транспорт, мясо и молоко, но при этом инфляция составила 6,4%. В интервью TUT.by белорусский экономист Леонид Злотников рассказал о собственном анализе статистики за 1996-2006 годы.

"За этот период валовой внутренний продукт вырос в два раза, зарплата выросла в четыре раза. Темпы роста реальной зарплаты рассчитываются, исходя из номинальной зарплаты и темпов инфляции. Темпы инфляции были настолько далеки от темпов роста ВВП, что произошло расхождение: за десять лет реальная зарплата, по данным Белстата, выросла в четыре раза, ВВП - в два раза, а доля зарплаты в ВВП осталась той же самой", - говорит он.

По данным белорусской статистики, экономический рост в стране начался в 1996 году, темпы этого роста были гораздо выше, чем в России, глубина падения доходов населения, в том числе и зарплаты, была меньшей, продолжает подсчеты Злотников. Но в 2006 году эти данные свидетельствуют уже о том, что в России реальная зарплата примерно в 1,4 раза выше, чем в Белоруссии.

Экономист объясняет, где кроется подвох в подсчетах: "Экономика в стране не рыночная, цены на так называемые социально значимые товары контролируются, сдерживаются искусственно". В "корзину" по которой подсчитывается рост цен, попадают в основном социально значимые товары белорусского производства, объясняет он.

Контролируются цены не только на социально значимые товары, но и на товары монополистов, на импортные товары. По большому счету, цены на две трети товаров регулируются государством, резюмирует экономист.

Белоруссии не хватает притока иностранной валюты, который обеспечивал жизнь сверх возможностей, считает он. Поэтому происходит ползучее повышение цен - потихоньку, не очень заметно, чтобы народ не возмущался. Государство не может сделать сейчас ничего другого. Население до выборов отлично себя чувствует, потому что ему увеличивают доходы за счет инфляции, которая через три-четыре месяца после выборов будет очень чувствительна.