"Нужен новый социальный контракт, который определит ответственность финансовых организаций перед обществом", - призвал Браун. Брауна поддержали министры финансов Франции и Канады, Россия пообещала изучить предложение.
А министр финансов США Тимоти Гайтнер заявил, что налогообложение спекулятивного капитала - не та мера, которую он готов поддержать. Налог на финансовые операции - очень старая идея, ввести его сейчас вряд ли возможно, соглашался с Гайтнером директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Канн.
Налог способен затормозить рискованные арбитражные операции, признает профессор гарвардского университета Кеннет Рогофф. Для введения налога нужен глобальный политический консенсус, отмечает директор A. T. Kearney Мартин Уокер: "Если его нет, идею бессмысленно обсуждать".
Зато "Двадцатка" единым фронтом выступила за продление антикризисных программ. Восстановление экономики неустойчиво и продолжает зависеть от правительственной поддержки, а главные риски связаны с высокой безработицей, говорится в меморандуме, и, чтобы восстановить жизнеспособность мировой финансовый системы, нужно продолжать антикризисные меры. Страны согласились проводить совместный мониторинг состояния каждой экономики и согласовывать меры для стимулирования роста и занятости. "Двадцатка" признала, что возможны побочные эффекты масштабной господдержки, поэтому требуется прозрачность экономической политики всех стран и своевременный обмен информацией между ними. Но только там, где это возможно, сказано в коммюнике.
Свои программы правительства "Двадцатки" представят в январе 2010 года, их ревизию МВФ и Мировой банк проведут к апрелю. МВФ и Мировому банку также поручено разработать принципы стратегии выхода из антикризисных программ. Cамое главное - не опоздать со сворачиванием избыточной ликвидности, чтобы не допустить нового кризиса, заклинает бывший председатель ЦБ Финляндии Йонни Окерхольм.
По мере ослабления кризиса проступают старые линии фронта, и странам становится все сложнее находить компромисс, считает бывший чиновник минфина США Тим Адамс. "Двадцатка" - слишком громоздкое объединение, признает Рогофф, и непонятно, насколько она эффективна в мирное время, - но пробовать надо.
"Двадцатка" оказалась неспособна решить, как финансировать борьбу с изменением климата. 148 млрд долларов в год - цена вопроса, посчитал МВФ. Предполагалось, что финансовая "Двадцатка" решит, какие платежи станут каркасом нового глобального соглашения по климату. Но участники встречи избегали называть размер фонда, пожаловался министр финансов России Алексей Кудрин. Дело кончилось заявлениями общего характера и констатацией, что требуется значительно увеличить масштаб и предсказуемость финансирования, остальное будет обсуждаться на климатической конференции ООН в Копенгагене в декабре.