По его словам, маршруты движения "теневых" средств пролегают через страны Таможенного союза, Балтии, Гонконг, Кипр, Швейцарию, офшоры Великобритании и Нидерландов.
К сомнительным операциям в платежном балансе Банк России относит в основном платежи российских организаций в пользу нерезидентов, заявленные цели которых явно не соответствуют действительным.
В этих операциях особую роль играют фирмы-однодневки. 19 июня 2013 года экс-глава ЦБ Сергей Игнатьев в Госдуме объявил, что Банк России выявил сеть таких компаний, которые в 2010-2012 годах незаконно вывели из России как минимум 760 млрд рублей с нарушением валютного и налогового законодательств. Он заявил, что "создается впечатление, что вся эта сеть однодневок контролируется одной группой лиц".
По данным ЦБ, оборот российских банков с юрлицами-нерезидентами за пять месяцев 2013 года достиг 7,957 трлн рублей, из них 2,09 трлн - по кредитам нерезидентам, 1,911 трлн - по предоставленным им средствам и 2,13 трлн - по долговым обязательствам прочих нерезидентов (не государств и не банков).
"Значение Кипра как лидера вывода капитала из России существенно снизилось после кипрского кризиса, - комментирует начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. - Вывод капитала переместился на другие направления. В частности, Латвия в значительной степени заместила Кипр в части вывода капитала из России".
Также из-за давления, оказываемого налоговыми органами США на такие классические офшорные зоны Европы, как Швейцария, Люксембург и Лихтенштейн, российские грязные деньги начинают все активнее перетекать в непрозрачные азиатские офшорные зоны, например в Сингапур и Гонконг.
Можно предположить, что рост незаконных финансовых операций связан с ростом налоговой нагрузки и ростом слабо контролируемых бюджетных расходов, говорит замдиректора департамента банковского аудита ФБК Роман Кенигсберг. Этим объясняется и интерес к странам, предоставляющим возможности по обезличиванию финансового потока и налоговые льготы, считает эксперт.