Прокуратура города Туэле в штате Юта предъявила обвинение в умышленном убийстве мачехе погибшего ребенка, 33-летней Кимберли Емельянцевой. Под следствием находится и 31-летний супруг обвиняемой - Федор Емельянцев, который имеет российское гражданство, пишет газета "Московский комсомолец".
Погибший Николай был усыновлен Емельянцевыми в феврале, а умер в медцентре Primary Children’s Medical Center 7 марта 2008 года. По словам лейтенанта полиции Пола Уиммера, 6 марта на номер 911 поступил звонок от Федора, по словам которого у его ребенка возникли проблемы с дыханием. Когда полицейские прибыли на место, они обнаружили, что ребенок едва дышит. Полицейские также обратили внимание на изменение цвета лица ребенка. Малыша увезли в больницу, где он вскоре скончался.
Полицейским Федор Емельянцев заявил, что работал за компьютером, когда в комнату вошла его жена с малышом на руках. По его предположению, ребенок упал, хотя сам он этого не видел и не слышал.
Врачи сделали заключение, что причиной смерти ребенка стал перелом черепа в результате удара. На теле малыша были обнаружены многочисленные кровоподтеки - на обеих щеках, на голове, ухе и левой ноге.
Обвинение считает, что обычное падение не могло повлечь таких последствий. А медицинский эксперт назвал эту смерть убийством.
В то же время соседи Емельянцевых не верят, что приемные родители сами убили младенца. По их словам, чета настолько желала усыновления, что даже взяла кредит, чтобы оплатить поездку в Россию. Соседи отзываются об усыновителях как о нежных и добрых родителях, которые души не чаяли в детях.
Ничего плохого о Федоре не говорят и соседи его родителей, живущих в Новосибирске. "Хороший парень, скромный такой, - свидетельствует соседка Валентина Васильевна. - Да и не может он быть плохим при таких родителях".
По словам женщины, вся семья Емельянцевых - "очень вежливые и живут тихо-мирно". Все обвинения в адрес четы Валентина Васильевна считает "сочинительством". "Зачем тогда вообще нужно было брать этих детей, чтобы потом убивать?" - задается риторическим вопросом соседка. В любом случае, что именно произошло за стенами дома Емельянцевых, пока понять трудно.
У пары есть еще трое детей 10, 5 и 2 лет от роду. Сейчас все они переданы родственникам семьи Емельянцевых. Еще один 4-летний ребенок, которого пара усыновила перед Рождеством, был трижды госпитализирован из-за обезвоживания и истощения организма: в одном случае его пять дней кормили через зонд искусственного питания. Малыш весил, как говорят соседи, около 9 кг. При этом не известно, сколько ребенок весил до того, как приехал в США из России.
Оба усыновленных были больны синдромом Дауна. Более того, 10-летняя дочка Кимберли также страдает синдромом Дауна, а Федор Емельянцев в России проходил подготовку по работе с детьми-инвалидами.
Федор работает санитаром, а его жена недавно оставила свою работу помощника профессионального юриста, чтобы заботиться о детях.
Помимо обвинений Кимберли в убийстве, паре предъявлены обвинения в преступной халатности, приведшей к истощению второго малыша из России.
12 марта супруги были помещены в тюрьму Туэле. За освобождение Кимберли Емельянцевой назначен залог в 500 тысяч долларов. Суд по делу о гибели ребенка должен состояться 29 апреля.
Между тем с 1991 года по июнь 2007-го зафиксировано уже 12 случаев насильственной гибели детей из России, усыновленных американскими гражданами. Во всех случаях смерть наступала по вине усыновителей.
Череда убийств приемных детей
Министерство образования и науки РФ уже потребовало изменить федеральный закон для защиты прав детей-сирот, усыновляемых иностранцами.
Вместе с тем, большое количество усыновленных детей гибнет и в России. Так, начиная с 1991 года, погибли 1220 усыновленных российскими гражданами детей, из них 12 человек были убиты своими усыновителями. Такие данные привела эксперт Уполномоченного по правам ребенка Москвы в мае 2006 года.
По словам эксперта, за это же время было зарегистрировано 116 случаев нанесения детям тяжких телесных повреждений, в 23 случаях тяжкие телесные повреждения нанесли сами усыновители.
В мае 2007 года в Нью-Джерси слушалось дело о приемных родителях, которые оставили ребенка на ночь в неотапливаемом подвале. В результате супруги заморозили усыновленного малыша до смерти. Преступление было совершено еще в 2000 году.
Иногда виновные в насилии над приемными детьми отделываются условными наказаниями. Так, в американском штате Юта в 2006 году был вынесен приговор супругам, обвиняемым в том, что они избивали и морили голодом двух приемных детей из России. 41-летняя Тереза Хансен и ее 38-летний муж Рид Хансен были признаны виновными в оставлении детей в заведомо опасном положении и приговорены к условным срокам лишения свободы и денежному штрафу.
Ранее супругам Хансен были предъявлены обвинения в систематических издевательствах над детьми. В частности, следствию стало известно, что пара наказывала детей лишением пищи, избивала их деревянной палкой и заставляла спать в ванне без матраса и пижам.
В мае 2006 года в американском суде вынесли приговор 34-летней Пегги Сью Хилт, которая убила 2-летнюю приемную дочь Нину из России. Как показало вскрытие, девочка умерла от одного или нескольких ударов в брюшную полость. Женщина была приговорена к 25 годам тюремного заключения.
Дело Ирмы Павлис
Одним из самых громких стал процесс над 33-летней Ирмой Павлис, которая обвинялась в убийстве 6-летнего Алекса Павлиса (Алексея Гейко). Мальчик был усыновлен в 2003 году и взят из российского детского дома вместе с сестрой Юлией, которая на год младше.
18 декабря 2003 года приехавшая по вызову 911 "скорая" госпитализировала мальчика со следами побоев в коматозном состоянии. На следующий день ребенок скончался. Смерть, согласно медицинскому заключению, наступила в результате сильного удара по голове.
Павлис на суде в подробностях описала события, которые предшествовали смерти ребенка. Она рассказала, что мальчик был очень непослушным. "Я уже не знала, как им управлять, и все чаще стала применять физическую силу", - говорит Павлис.
По ее словам, она начала применять силу для того, чтобы усадить мальчика на унитаз, так как он справлял нужду в комнате или в постели. По признанию Павлис, она била мальчика по ягодицам резиновым шнуром и рукой по голове и телу.
Как рассказала подсудимая, 16 декабря 2003 года она "потеряла контроль над собой", после того как Алекс снова помочился в постели. А когда она наказала его, он якобы симулировал обморок. Павлис показала перед камерой, каким образом она побила мальчика в тот раз. Она сказала, что выкрутила Алексу шею, ударила несколько раз по лицу с такой силой, что повредила себе руку.
Через два дня мать вновь "потеряла контроль над собой", когда Алекс помочился прямо перед ней на пол. Она ударила его несколько раз по лицу и в живот. Однако от этого мальчик только рассердился. В результате, по признанию Павлис, она ударила его о дверь туалета и продолжала бить на протяжении 15 минут.
Женщина остановилась только тогда, когда Алекс упал, закатил глаза и стал задыхаться. Женщина подумала, что Алекс снова симулирует обморок. К тому времени, когда она поняла, что ребенок серьезно ранен, прошло около 45 минут. Она позвонила своему мужу и сказала, что, скорее всего, ребенок умер. После этого, по совету мужа, она позвонила в службу спасения.
Женщина также отметила, что считает важным проинформировать следствие о том, что Алекс также причинял ранения сам себе. "Он сам падал, ударяясь головой, он сделал много плохого сам себе. Но я тоже сделала ему плохо", - сказала она.
Обследование показало гематому мозга и кровоизлияние в мозг. Врачи постановили, что такие травмы мальчик мог получить в случае сильной автомобильной аварии или падения с высоты, по крайней мере, трех метров.
Ирму Павлис приговорили к 12 годам заключения.
Иногда вероятных детоубийц оправдывают
Еще один случай вероятного убийства рассматривался в 2003 году в Пенсильвании. Но тогда подсудимые были оправданы. Обвинения семейной паре были предъявлены после того, как умер 5-летний Яков Линдорфф. Пять братьев Якова на процессе рассказали о том, каким нечеловеческим издевательствам они подвергались в России, однако дети всячески защищали приемных родителей.
Два брата Якова, 9 и 7 лет, свидетельствовали о том, что их настоящий отец в России время от времени стегал до крови Якова и остальных братьев хлыстом или ремнем. Защита также настаивала, что погибший получил роковое ранение еще в России, а умер он 14 декабря 2001 года, когда старая рана начала "повторно кровоточить". Возможно, заявили адвокаты, это произошло после случайного падения в доме Линдорфф.
Между тем Хизер Линдорфф была обвинена в непредумышленном убийстве с отягчающими обстоятельствами, нападении также при отягчающих обстоятельствах и в том, что она подвергла жизнь ребенка опасности. Ее муж Джеймс обвинялся в жестоком обращении с детьми.
Супруги Линдорфф сначала удочерили трех сестер из России в начале 2000 года. В октябре 2001 года они приняли в свою семью еще шесть родных братьев.
На третий день процесса братья вспоминали, как их биологическая мать однажды окунула Якова в кипяток в ванне, разозлившись, что он испачкался. В результате спина мальчика потом была покрыта страшными пузырями. Женщина сначала стукнула его головой по полу, а затем попыталась утопить в кипятке или задушить.
После того как родители умерли, трое из братьев попали в приют, где жизнь была еще хуже, чем у них дома. Там воспитатели избивали детей указками или засовывали им в трусы сорняки с шипами и заставляли три часа подряд ходить вокруг дерева. Кроме того, братьям доставалось и от приютских детей.
Пять родных братьев подробно описали жизнь в доме Линдорфф, часто используя точные формулировки, как будто их кто-то готовил к даче показаний. Они улыбались матери и смотрели на нее, когда отвечали на вопросы. Все мальчики сказали, что Хизер их никогда не била, а самое большее - в наказание ставила в угол. Ни один из братьев не сказал ничего плохого или осуждающего о приемной матери. В результате приемные родители были оправданы.