Это парадоксальное и возмутительное с точки зрения здравого смысла решение суд обосновал подходящей нормой закона - "освободить Андрея Булыгина от наказания в связи с истечением срока привлечения к уголовной ответственности", сообщает межрегиональная правозащитная организация "Комитет против пыток" (КПП).
Правозащитники убеждены, что такое решение суда является прямым следствием волокиты и множественных процессуальных нарушений, допущенных органами следствия по этому делу, а также отсутствия прокурорского надзора.
Напомним, расследование этого уголовного дела началось после того, как в марте 2011 года в представительство КПП в Марий Эл обратился житель поселка Советский Константин Алмакаев. По словам пострадавшего, 11 ноября 2010 года он со своими друзьями направился в местное кафе праздновать встречу друга из армии. Там к молодежи подошли несколько агрессивных мужчин, "подогретых" алкоголем. Им якобы не понравилось, что молодые люди перегородили дорогу и мешали проезду машин.
В итоге один из недовольных, которым, как впоследствии выяснилось, являлся боец спецназа МВД, ударил Алмакаева ногой в грудь. Константин упал, при этом он сильно ударился головой об асфальт и потерял сознание. Друзья привели юношу в чувство и отвели домой, где он два дня пролежал в постели.
В этом деле отличилась и призывная комиссия. 14 ноября Константин Алмакаев явился по повестке в республиканскую призывную комиссию и даже был признан годным для прохождения службы в армии. Его отпустили домой, сказав, что он должен явиться для призыва в другой день.
Но уже на следующий день, 15 ноября, Алмакаев был госпитализирован в МУЗ "Советская ЦРБ" с диагнозом "закрытая черепно-мозговая травма, закрытый линейный перелом правой лобной и теменной костей, ушиб головного мозга". 21 декабря 2010 года ему была сделана операция - правосторонняя трепанация черепа, удаление хронической эпидуральной гематомы правой теменной области, дренирование субдурального пространства. В настоящее время Константину Алмакаеву присвоена III группа инвалидности.
Следственные органы долгое время отказывались искать преступника, которым оказался страж порядка.
13 января 2011 года Константин обратился с заявлением о возбуждении уголовного дела в Советский межрайонный следственный отдел СК РФ по Марий Эл, в котором он сообщил, что телесные повреждения нанес ему сотрудник ОМОНа Андрей Булыгин. Причастность подозреваемого подтверждалась показаниями знакомых Алмакаева, находившихся во время инцидента рядом. Однако заявление потерпевшего было передано для рассмотрения в ОВД по Советскому району, что прямо запрещено законом, так как в отношении сотрудников полиции предварительное следствие должно осуществляться Следственным комитетом.
Сотрудниками ОВД по Советскому району дважды проводилась проверка, по результатам которой 16 марта и 15 апреля 2011 года выносились незаконные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, так как следователи не обнаружили самого события преступления. Эти решения были обжалованы правозащитниками.
2 мая 2011 года уголовное дело все-таки было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.118 УК РФ, и передано для расследования в Советский МСО СУ СК РФ по РМЭ. Возбужденное уголовное дело трижды приостанавливалось в связи с "неустановлением подозреваемого", на что сотрудниками Комитета против пыток также подавались обращения о несогласии с данными решениями. Всего правозащитниками было подано одиннадцать жалоб. В итоге предварительное следствие по заявлению Константина Алмакаева было затянуто на 17 месяцев.
21 мая 2012 года прокурором Новоторъяльского района Республики Марий Эл было утверждено обвинительное заключение, и уголовное дело было передано для рассмотрения мировому судье судебного участка N1 в Советском районе Марий Эл. Судебный процесс длился два месяца. В ходе процесса гособвинитель просил наказать подсудимого штрафом в 40 тысяч рублей. 14 августа 2012 года мировым судьей был вынесен обвинительный приговор в отношении Андрея Булыгина, которого приговорили к 200 часам обязательных работ.
Осужденный не согласился и подал апелляционную жалобу. 27 сентября 2012 года Советский районный суд отказал в ее удовлетворении. Сам осужденный ни на одно из заседаний так и не явился, но подал кассационную жалобу на решение Советского райсуда, в которой указал, что он не виновен.
Затягивая судебное разбирательство, экс-спецназовец фактически добился своего. Хотя суд и не подтвердил его невиновность, но закон оказался на его стороне, избавив от заслуженного наказания.
Юристы "Комитета против пыток" теперь намерены обратиться к прокурору Марий Эл и главе республиканского СУ СК РФ с требованием привлечь к ответственности "всех должностных лиц, так или иначе причастных к крайне неэффективному расследованию дела и его недолжному прокурорскому надзору", в связи с чем преступнику удалось избежать наказания.
Также правозащитники будут представлять интересы Константина Алмакаева уже в гражданском процессе - после вступления приговора в законную силу у потерпевшего появилось право взыскать моральный и материальный вред с преступника.
Добавим, что еще 14 августа 2012 года на сайте МВД Республики Марий Эл был опубликован пресс-релиз, в котором ставился вопрос о привлечении руководителей бывшего сотрудника ОМОНа Андрея Булыгина к дисциплинарной ответственности после вступления приговора суда в законную силу. Кроме того, согласно Федеральному закону РФ "О полиции", региональное Министерство внутренних дел должно принести официальные извинения Константину Алмакаеву.