Следственное управление при прокуратуре Челябинской области ходатайствует об аресте троих сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), подозреваемых в убийстве
НТВ
В Челябинской области трех сотрудников колонии подозревают в убийстве заключенного в камере штрафного изолятора (ШИЗО).

Следственное управление при прокуратуре Челябинской области ходатайствует об аресте троих сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), подозреваемых в убийстве, сообщает официальный сайт следственного ведомства. Все подозреваемые работали в федеральном бюджетном учреждении (ФБУ) ИК-2 ГУ ФСИН России, расположенном на территории Металлургического района Челябинска.

По данным начатого расследования, труп 40-летнего осужденного был найден 2 июня 2010 года в вечернее время. Судебно-медицинское исследование установило, что причиной смерти явилось удушение. Кроме того, на теле погибшего обнаружены многочисленные следы телесных повреждений.

4 июня подозреваемые в этой расправе были задержаны. "Следствием установлено, что 2 июня 2010 года сотрудники колонии в камере штрафного изолятора в целях устрашения и недопущения нарушения установленного режима отбывания наказания применили к потерпевшему физическую силу", - сказано в официальном заявлении.

В настоящее время решается вопрос о предъявлении им обвинения и избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Возбуждено уголовное дело по ст.105 (убийство) и 286 (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия) УК РФ.

Смерть от боли

Между тем ранее в понедельник официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева сообщила, что направлено в суд уголовное дело в отношении главы ГУФСИН по Челябинской области и 17 его сотрудников, обвиняемых в избиении и убийстве заключенных исправительной колонии города Копейска.

"Заместитель Генпрокурора РФ Юрий Золотов утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении руководителя Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области генерал-лейтенанта внутренней службы Владимира Жидкова и 17 его подчиненных", - отметила Гриднева.

Она напомнила, что фигуранты дела обвиняются в жестоком избиении 12 заключенных и попытке сокрытия данного преступления.

Как следует из материалов дела, 30 мая 2008 года утром в транзитно-пересылочный пункт колонии №1 Копейска прибыли 22 заключенных, 12 из которых должны были отбывать наказание в других колониях Челябинской области.

31 мая во время прогулки группа заключенных якобы напала на представителей администрации колонии с лезвиями и заточками, после чего пятеро сотрудников получили серьезные телесные повреждения - черепно-мозговые травмы, переломы и порезы. В ответ, сообщали во ФСИН, были применены спецсредства (резиновые палки и наручники), а заключенных разместили по разным камерам.

Сразу после произошедшего работник медслужбы якобы осмотрел осужденных и ничего серьезного не обнаружил, однако позже вечером четверо потерпевших один за другим скончались. Погибшими оказались жители Тюменской области и Воронежа 24-летний Сергей Поляев, 37-летний Анатолий Айвасед, 20-летний Вячеслав Сахабаев и 26-летний Евгений Мамуков. Они были осуждены за преступления, "сопряженные с насилием над потерпевшими, а также с незаконным оборотом наркотиков".

Лишь в ходе следствия, инициированного правозащитниками, выяснилось, что в действительности избитых было в три раза больше, чем первоначально считалось. Выплыли на поверхность и другие жуткие детали случившегося, однако чиновники ФСИН и после начала следствия продолжали распространять непроверенную и просто фантастическую информацию.

Как удалось выяснить правозащитникам, пострадавшие умерли мучительной смертью от посттравматического шока. Из соответствующего заключения судебно-медицинской экспертизы следует, что смертельный шок стал результатом кровоизлияния в мягкие ткани.

Представитель движения "За права человека" Алексей Соколов был в морге и видел трупы потерпевших. На спинах и ягодицах погибших отчетливо виднелись следы побоев, в некоторых местах кожа даже отслаивалась. На запястьях остались следы от наручников, а у некоторых были зафиксированы переломы запястья.

Тем не менее выехавший на место Юрий Калинин, который занимал в то время пост главы ФСИН, назвал применение спецсредств оправданной мерой. Позднее прокурор Челябинской области Александр Войтович заявил, что в деле с самого начала были фальсификации, "просто был кураж у сотрудников колонии".

Первым делом осудили инициатора расследования

Однако из-за скандала в отношении сотрудников колонии были возбуждены уголовные дела по превышению должностных полномочий и умышленному причинению тяжкого вреда здоровью. Собственное расследование предприняли и правозащитники, внимательно следившие за следствием.

В итоге 8 сотрудников областного ГУФСИН впоследствии были арестованы (всего к уголовной ответственности привлекли 18 человек). Потерпевшими признали 12 заключенных, включая четверых погибших.

Теперь представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева называет даже организаторов жуткого избиения 31 мая 2008 года, произошедшего в помещении транзитно-пересылочного пункта ИК-1 Копейска: это заместители начальника учреждения Евгений Городов и Раис Мухаметов, начальники отделов Денис Симаков и Александр Зырянов, оперуполномоченный Пахрула Антуев и еще девять сотрудников колонии.

По ее словам, руководитель областного уголовно-исполнительного ведомства Владимир Жидков знал о произошедшем, но не сообщил о нем в прокуратуру и не организовал служебное расследование.

В ходе последующего расследования уголовного дела 14 сотрудникам колонии, принимавшим непосредственное участие в избиении и убийстве осужденных, предъявлены обвинения по ч.2 ст.105 (убийство), ч.3 ст.286 (превышение должностных полномочий), ч.3 ст.306 (заведомо ложный донос, соединенный с искусственным созданием доказательств обвинения) и ч.2 ст.292 (служебный подлог) УК РФ.

Те, кто пытался скрыть происшедшее (В. Жидков, Е. Афанасьев, А. Шилин и В. Валеев) обвиняются по ч.3 ст.285 (злоупотребление должностными полномочиями), ч.2 ст.292 (служебный подлог), ч.3 ст.306 (заведомо ложный донос, соединенный с искусственным созданием доказательств обвинения) и ст.316 (укрывательство особо тяжкого преступления) Уголовного кодекса РФ.

После утверждения обвинительного заключения 176 томов уголовного дела направлены в Челябинский областной суд для рассмотрения по существу.

Добавим, что высокопоставленные чиновники правоохранительной системы так и не простили правозащитнику Алексею Соколову желание расследовать подобные преступления. Позже он сам попал под следствие, причем многие юристы считают обвинение сфабрикованным. Полгода Алексей Соколов томился в СИЗО несмотря на то, что суд принял решение о его освобождении. Новое постановление об аресте правозащитника оформил задним числом судья Ленинского района Екатеринбурга Андреев. Заседание проходило в закрытом режиме.

А в мае 2010 года Алексей Соколов был приговорен к пяти годам лишения свободы за участие в краже труб и ограблении завода.