Следственный комитет России (СКР) прекратил уголовное преследование влиятельного бизнесмена Владимира Барсукова (Кумарина) по обвинению в создании и руководстве так называемым "тамбовским" организованным преступным сообществом (ОПС)
Russian Look
Следственный комитет России (СКР) прекратил уголовное преследование влиятельного бизнесмена Владимира Барсукова (Кумарина) по обвинению в создании и руководстве так называемым "тамбовским" организованным преступным сообществом (ОПС), передает "Интерфакс". За пять с лишним лет активной работы московским сыщикам так и не удалось найти ни одной весомой улики, хотя для этого они "перевернули вверх дном" весь Петербург, арестовывая широкий круг знакомых криминального авторитета Кумарина.

Теперь в этом деле поставлена точка, так как следователи потерпели фиаско в стремлении доказать мафиозную роль Владимира Барсукова, к чему их призывали с самого верха российской вертикали власти.

"В конце этой недели СКР после более пяти лет следствия решил прекратить уголовное производство в отношении авторитетного петербургского предпринимателя по обвинению в создании тамбовского ОПС и руководстве им, - сообщил в субботу "Интерфакс" со ссылкой на газету "Коммерсант".

По словам защиты Барсукова, СКР резюмировал, что "доказательств, достаточных для обвинения Барсукова по этому составу, не имеется".

Уголовное дело о рейдерстве и руководстве "тамбовской ОПГ", в рамках которого был задержан Владимир Барсуков по прозвищу Кум, было возбуждено городской прокуратурой Петербурга еще в мае 2006 года. По версии следователей, рейдеры планировали захватить десять таких крупных петербургских предприятий, как СП ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ), ЗАО "Кондитерская фабрика имени Крупской", ОАО "Отель "Санкт-Петербург", ЗАО "Игристые вина", ООО "Универсам "Пулковский". В совокупности имущество этих компаний следствие оценило в 130 миллионов долларов.

В августе 2007 года Владимир Барсуков был задержан, а затем арестован и доставлен в Москву. В сентябре авторитетному бизнесмену было предъявлено обвинение в создании так называемого "тамбовского" преступного сообщества и руководстве им.

Однако теперь в СК РФ решили, что Барсуков не только не имеет никакого отношения к "тамбовской" ОПГ, но и самой группировки не существует вовсе. "Следствие констатировало: никаких тамбовских ОПС в Петербурге не было, это выдумки некоторых брендованных авторов", - говорит адвокат Сергей Афанасьев.

Между тем слухи о том, что именно Владимир Барсуков руководит "тамбовскими", широко распространились уже в 2003 году. Тогда этот вопрос задавали и самому Кумарину, ставшему уже долларовым миллиардером, с которым тесно общались чиновники и депутаты. Однако Барсуков отмалчивался и на вопрос "Кто такие "тамбовские"?" отвечал: "Не знаю".

А уже через год в Северной столице начался "рейдерский бум", пишет газета "Фонтанка.ру". Преступники захватывали собственность даже у бизнесменов "со связями". Например, их добычей стало кафе "Петербургский уголок" на углу Невского и Пушкинской, хозяйка которого была хорошей знакомой Валентины Матвиенко.

В конце концов на происходящее в Северной столице обратил внимание федеральный центр. За пару месяцев до ареста Барсукова президент "ЛУКойла" Вагит Алекперов предложил купить с дисконтом его "бизнес-жемчужину" - "Петербургскую топливную компанию". Это было намеком на скорое падение бизнесмена.

Хотя у Кумарина была германская виза, но уезжать из России он не стал. Наверху это расценили как вызов: дескать, "сажайте, если сможете".

По данным "Фонтанки", решение о разгроме "тамбовской" группировки принималось с участием президента РФ Владимира Путина. В конце августа 2007 года в Петербург прибыла "эскадрилья транспортных военных бортов, и Кумарина увезли в столицу прямо в шлепанцах".

Через пять дней на пресс-конференции генеральный прокурор Юрий Чайка объявил о крупной победе над криминалом и назвал Кумарина бандитом. Затем, впервые за историю России, прокурор публично доложил лидеру государства об аресте уголовного преступника и лидера ОПГ.

В отношении Барсукова возбудили сразу несколько уголовных дел, в том числе и по крайне редко применяемой статье 210 УК РФ (организация преступного сообщества).

В дальнейшем по Петербургу прокатилась целая волна арестов. Сыщики кропотливо собирали любую информацию, компрометирующую Кумарина. Ему даже пытались инкриминировать громкие и нераскрытые убийства прошлых лет, например расправу над журналистом Владиславом Листьевым и политиком Галиной Старовойтовой.

В 2009-м и в марте 2012 года Владимиру Барсукову вынесли первые приговоры, но тогда речь шла только о мошенничестве и вымогательстве. Вердикт зачитан Куйбышевским районным судом Петербурга, но в Москве. В первом случае речь шла о рейдерском захвате ресторана "Петербургский уголок" и универсама "Смольнинский", а также о легализации средств, полученных преступным путем. Подсудимого приговорили к 14 годам, но потом снизили срок до 11 лет лишения свободы.

На втором процессе Барсукова уличили в вымогательстве денег у владельцев торгового центра "Елизаровский". В итоге он получил 15 лет колонии строгого режима.

Следователи испугались присяжных

Однако дальше обвинений в вымогательстве и мошенничестве дело так и не пошло. Возможно, что одной из причин, по которой СКР решил прекратить уголовное дело о "тамбовской" ОПГ, стала боязнь следствия его судебной перспективы, считает адвокат Барсукова Сергей Афанасьев.

"Обвинение в организации преступного сообщества подлежит рассмотрению судом присяжных, которого следствие, думаю, опасается", - говорит он.

По мнению защитника, основание, по которому было прекращено дело, является реабилитирующим. "Что касается обращения в суд за реабилитацией, то СКР столько выдумал за время следствия, что это не самая большая выдумка. Так что обращений в суд не будет", - добавил Сергей Афанасьев.

Защита считает, что с самого начала вся "игра следствия" велась только ради их клиента. Правда, при этом адвокаты не объясняют, чем Барсуков мог так "разозлить" государственную машину.

"В постановлении, с которым мы ознакомились в четверг, 31 января, сказано: следствию не удалось добыть доказательств, - добавляет другой адвокат Барсукова Константин Кузьминых. - Это произошло спустя 5 с лишним лет, то есть не 2 месяца и даже не год они пытались доказать это. Получается, что следствию не нужна была преступная группа, а нужен был один конкретный человек".

Кроме того, следствие больше не считает Барсукова виновным в легализации мошеннически добытых акций "Петербургского нефтяного терминала" (ПНТ), Кондитерской фабрики имени Крупской и еще двух компаний.

Между тем, СКР предъявил Владимиру Барсукову в окончательном виде обвинение по делу о покушении на рейдерский захват и рейдерские захваты петербургских предприятий. Кроме этого, бизнесмен и его адвокаты завершили ознакомление с материалами другого громкого уголовного дела - о покушении на убийство фактического владельца ПНТ Сергея Васильева, совершенного летом 2006 года. Тогда сам Васильев и два его охранника были ранены, еще один охранник убит. Данное дело уже передано в суд.