Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал последовательной политикой смену руководителей крупных подведомственных Минкультуры учреждений, произошедшую за последнее время
Russian Look
Министр культуры РФ Владимир Мединский назвал последовательной политикой смену руководителей крупных подведомственных Минкультуры учреждений, произошедшую за последнее время.

"Происходит обновление, в том числе и управленческого корпуса учреждений культуры, - сказал Мединский в четверг в эфире телеканала "Россия 24". - Так совпало, что за короткий промежуток времени, за истекшие полгода сменилось руководство в нескольких федеральных учреждениях культуры, с меньшим шумом в средствах массовых информации. Это последовательная политика. Особенно важно, чтобы не было шапкозакидательства, чтобы было максимальное совмещение опыта и мудрости тех руководителей, которые долгое время возглавляли учреждения культуры".

Он добавил, что ушедших со своих постов руководителей министерство обычно просит оставаться в качестве почетных президентов, главных советников, научных руководителей. "И в то же время, нужно, чтобы приходила свежая кровь. Чтобы кадры, взращенные в этой системе, со свежим взглядом, с новыми подходами, придавали динамику реформе нашей культуры", - цитирует его РИА "Новости".

Напомним, за последние две недели стало известно о смене руководства в ГМИИ имени Пушкина, Политехническом музее и Большом театре. Также за последний год сменились главы Большого московского цирка на проспекте Вернадского, Росгосцирка, Петербургского цирка на Фонтанке, БДТ имени Товстоногова, Государственного института искусствознания, Российского института культурологии, Российского института истории искусств.

Между тем, эксперты говорят об отсутствии логики в действиях Минкульта: увольнения и назначения, которые идут одно за другим, - попытка заткнуть все дыры, но не результат новой культурной политики властей.

"Череда снятий-назначений последнего времени ни на какую культурную политику не походит вовсе. Они, к слову, происходят не только на федеральном, но и на муниципальном уровне. Несколько дней назад Театр Станиславского возглавил Борис Юхананов, Клим стал руководителем Центра драматургии и режиссуры, команда Дмитрия Волкострелова не так давно пришла в Театр на Таганке. Я хорошо отношусь и ко всем вышеперечисленным режиссерам, как и к Владимиру Урину, и к Марине Лошак, новому директору ГМИИ. Но непонятно, почему надо было снимать Иксанова до истечения срока контракта, что такое случилось? Для чего было назначать Дмитрия Волкострелова, человека, безусловно, талантливого, но по определению андеграундного, в большой репертуарный театр? Марина Лошак только недавно возглавила Манеж и вроде неплохо работала на новом месте. Вдруг раз - и перестановка. И кто придет на место Лошак? А на место Урина? Есть подходящие кандидатуры? Какая логика во всем этом?", - задается вопросом театральный критик, главный редактор журнала "Театр" Марина Давыдова.

"Нужны реформы на законодательном уровне, нужна очень грамотная реструктуризация и модернизация театральной сферы, тогда назначения - более или менее удачные - обретут вид культурной политики. Пока же мы видим не политику - хорошую или плохую, не важно, - а скорее конвульсивные, спонтанные движения чиновников, которые реагируют в основном на громкие скандалы", - сказала она в интервью изданию Slon.

"Торжествует стиль замшелых советских времен, когда нужно всех подчинить единой воле, и воля эта не должна обсуждаться. А что лежит в основе волевых решений, мы можем только гадать. Очевидно, что у нас в сфере культуры сверху и донизу имеет место системный кризис менеджмента. Его результаты стали настолько вопиющими, что приходится принимать пачками такого рода решения", - отметила профессор кафедры истории театра России РАТИ Анна Степанова.

"Идет лихорадочное затыкание дыр, которые возникают совершенно по разным поводам, в том числе и по вине Министерства культуры, которое давно уже махнуло рукой на культурную политику страны в целом. Сейчас культура легла под ноги экономическим интересам, культура просто должна обслуживать деньги. Театры теряют репутацию, рушатся, плетутся интриги, все это обрастает сплетнями - и появляется печальный флер вокруг культуры как таковой", - считает она.

По мнению галериста Марата Гельмана, самого недавно уволенного с поста директора музея PERMM, Мединский "пока действует как Путин первого срока. Говорит вещи часто странные, популистские, не имеющие особого смысла, но действует чаще верно. Верно, если считать, что Минкульт - это ведомство, которое управляет подведомственными институтами. Капковский, как и пермский опыт, - это альянс города и культуры. Федеральная власть должна решать другие задачи. Все это обсуждалось еще при Медведеве, но пока не востребовано".