По мнению британской The Guardian, Антонову освободили от должности "бесцеремонным образом" и связано это с противостоянием ГМИИ и Эрмитажа в вопросе возрождения Музея нового западного искусства и возвращения в него экспонатов, переданных Эрмитажу после ликвидации музея.
Отставка Антоновой, которую газета называет "изгнанием", стала, по мнению издания, сюрпризом. "По словам источников, она только недавно обновила свой пятилетний контракт по руководству музеем. Кажется, у нее не было планов уходить с должности", - пишет британская газета.
Между тем, "Независимая газета" напоминает, что весной министр культуры Мединский на брифинге в РИА "Новости" вопрос одного из журналистов, будет ли продлен контракт с Антоновой, оставил без ответа. Издание также анализирует будущее Антоновой на посту президента музея, введенном специально для нее.
"За что она будет отвечать, неизвестно (поправок в устав еще нет) - Лошак (сменившая Антонову на посту директора Марина Лошак - прим. NEWSru.com) говорит о роли советника. Стало быть, недавно "подаренная" и придуманная для Ирины Антоновой должность главного куратора российских музеев теперь продублирована на уровне ее детища, которое она возглавляла больше полувека", - отмечает газета.
Новый статус обеспечивает Антоновой и зарплату в музее, и закрепляет за ней автомобиль (Антонова известна еще и как страстная автомобилистка). Остается перечень полномочий, среди которых, вероятно, главным будет экспертная работа. Помимо прочего, Антонова имеет огромный авторитет в международных музейных кругах, и эта поддержка Лошак, конечно, потребуется, замечает издание.
Надежды Антоновой на помощь Лошак, имеющей опыт общения с московскими властями, при строительстве музейного городка имеют все основания, и новый руководитель пообещала городок обязательно строить. Но относительно вызывавшего споры проекта Фостера-Ткаченко ответила уклончиво: что-то ей нравится, что-то нет. И в качестве образца назвала музейные кварталы Вены и Берлина. Уклончиво прозвучал и ответ на вопросы о возможных кадровых сокращениях внутри ГМИИ.
Газета также подчеркивает, что ситуация с назначением Марины Лошак в ГМИИ всего через год после назначения руководителем МВО "Манеж", говорит об очевидном кадровом кризисе. "При самом искреннем уважении к Марине Лошак, ее деятельности в МВО "Манеж" и в галерее "Проун", трудно не заметить, что сфера ее интересов до сих пор была связана с авангардом либо с современным искусством. Академическая классика потребует другой оптики (и других - именно лично-музейных - связей с мировыми музеями), хотя в музее Антоновой и собрана замечательная команда профессионалов", - пишет газета.
В свою очередь, известный галерист Марат Гельман в интервью "Новым известиям" заявил, что "в ближайшее время музей ждет очень серьезная реорганизация, поскольку Марина Лошак - серьезный профессионал и широко мыслящий человек".
"С Лошак, я абсолютно уверен, музей ждет новый этап, возможно, в нем появится направление, связанное с современным искусством, поменяется экспозиционная концепция. Насколько я понимаю, нас ждет и расширение музея. Важно и то, что Марине Лошак, скорее всего, потребуется помощь, а она тот человек, которому будут помогать с большим удовольствием люди из разных, условно говоря, партий", - сказал Гельман.
Робкая критика Антоновой - крайний авторитаризм, приведший музей к застою
На фоне уважительных панегириков и подозрений в "изгнании" в некоторых СМИ раздается осторожная критика Ирины Антоновой - ее стиля руководства и ситуации в музее, которая сложилась в последнее время.
Как отмечает РИА "Новости", став директором в 39 лет, Антонова успела привыкнуть к абсолютной власти. К тому, что, облаченная колоссальной ответственностью, она сама принимала решения, сама формировала свой коллектив, сама принимала и увольняла сотрудников и заместителей. Также произошло и с преемником.
Однако сама Антонова до того, как заняла пост директора, работала в музее 16 лет, знала его изнутри. Сейчас как раз с кадрами довольно плохо, отмечает агентство, напоминая, что речь о смене руководителя ГМИИ по возрасту Антоновой шла уже давно, Список кандидатур на должность директора ГМИИ постоянно пополнялся новыми именами. сменилось немало заместителей, которые через некоторое время уходили в другие музеи. Кто-то оставался в ГМИИ и постепенно растворялся в повседневном процессе.
Личность Антоновой - яркая и сильная, кто же спорит, но то, что за пятьдесят с лишним лет никто не появился рядом, не стал известен, не взял хотя бы часть работы в свои руки - тоже не вполне благополучный симптом, отмечает агентство.
Газета "Коммерсант" говорит о проблемах музея гораздо определеннее.
"При всем уважении к заслугам Ирины Александровны рядовой уровень выставок, которые делает сам ГМИИ сейчас, далеко не всегда достоин музея, который претендует на одно из ведущих мест в мировых рейтингах. Да, на этом фоне есть по-прежнему уникальные привозные проекты вроде давешнего Караваджо или нынешнего Тициана. Но тут надо понимать, что это готовые продукты, сделанные "под ключ" заграничными музейщиками. Есть показы графики, есть частные коллекции, есть помпезные чужие выставки, для которых музейные площади снимают сиятельные арендаторы. Но эпоха, когда ГМИИ блистал оригинальными, интересными, зачастую неподражаемыми кураторскими концепциями, ушла в прошлое", - цитирует газету сайт "Заголовки.ру".
Газета также отмечает, что есть вопросы и к качеству проводимой музеем сейчас научной работы и связывает это с "деспотичным" и резким характером директора, которая "не из тех, кто может терпеть даже намек на соперничество". В итоге, яркие и одаренные специалисты в ГМИИ нечасто задерживались, констатирует издание.
Газета отмечает, что процедуру смены власти в Музее изящных искусств Минкульту удалось провести "мирно и без головотяпства", но говорить о будущем музея пока рано - "учитывая огромный фронт работ, который стоит сейчас перед новым директором, а также не всегда стабильное и цветущее правление тех, кто в подобные учреждения назначается волевым приказом сверху. А не постепенно приходит к своему посту изнутри самого музея - как это было и с Ириной Антоновой".