Марина Лошак, в четверг вступающая в должность директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, рассказала телеканалу "Дождь", что "все будет тяжело"
Телеканал Дождь
Марина Лошак, в четверг вступающая в должность директора Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, рассказала телеканалу "Дождь", что "все будет тяжело".

"Все первые шаги сложные очень, потому что это совершенно другой мир. Абсолютно. Я все время говорю об этом. Уже много раз повторяю одно и то же. Очень точное ощущение, которое меня посетило, когда я только вошла в кулуарное пространство Пушкинского музея, что это все такое пространство Гарри Поттера. В таком мистическо-волшебном смысле слова", - призналась она.

- "Ни войны, ни конфликта, ни противостояния нет"
- Об отношениях с Мединским, Капковым, Иксановым и Швыдким
- "Мне близок более легкий, артистичный, объемный подход"
- О связях во власти, угрозе Давиду со стороны гомофобов и съезде "Народного фронта" в "Манеже"

По словам нового директора, она пока никого не берет с собой из старой команды, работавшей с ней в "Манеже", и осознает сложности первого периода: "Просто много очень людей, 700 человек очень разных людей. Я знаю только некоторых, которых знают все, поскольку я с ними сотрудничала. И, конечно, это очень авторитарное пространство. Все эти долгие годы эти люди жили под командованием очень важного генерала, и они привыкли подчиняться и действовать согласно приказам".

Сама Лошак, по ее словам, предпочитает другую форму работы: "Я пытаюсь делегировать полномочия людям, показываю им, что я им доверяю, пытаюсь вынуть из них то, что в них есть, и дать возможность этому вынутому как-то развиться и почувствовать им себя важными людьми на важном месте".

Говоря о роли, которую будет играть в руководстве музея ставшая его президентом Ирина Антонова, Лошак отметила, что экс-директор будет это делать "до той степени, до какой она хочет участвовать", и опровергла, что ранее назвала новую должность Антоновой "почетной пенсией": "Это сказал корреспондент, к сожалению, "Афиши". Это некорректное выражение, я этого не говорила".

"Ни войны, ни конфликта, ни противостояния нет"

Лошак отметила, что у них с Антоновой нет "ни войны, ни конфликта, ни противостояния", а "просто два человека встретились на одной площадке", так что в этой ситуации некий конфликт заложен изначально.

"И это естественно, потому что представьте, человек был хозяином этого места, реальным хозяином, домовым в лучшем смысле этого слова, больше 50 лет - это трудно представить. Ирина Александровна - 15-й директор Пушкинского музея. Все директора до нее были мужчины. Срок их пребывания на этом посту был довольно краток. Это уникальная ситуация. И вдруг приходит кто-то, даже по ее желанию, даже в какой-то осознанной форме, но это тяжелый психологический момент. Я стараюсь быть снисходительной к ее эмоциональным проявлениям", - сказала Лошак.

Она также заявила, что не собирается заниматься вопросом воссоздания Музея нового западного искусства, который подняла Антонова и который спровоцировал скандал в музейной среде: "Этим нельзя заниматься. Сформулирована тема, это даже не проблема. Вопрос поставлен, отреагировало общество в виде музейного сообщества и большого количества людей, которых интересует этот вопрос. А что можно сейчас сделать еще?"

По мнению Лошак, этот вопрос "нуждается в надмузейном решении, в государственной целесообразности. Как было в Париже: государство посчитало целесообразным создать такой музей, и фонд Лувра, других музеев составили эту целостную коллекцию".

Об отношениях с Мединским, Капковым, Иксановым и Швыдким

Говоря о грядущей строке музейного квартала, Лошак призналась, что сразу посоветовалась с экс-гендиректором Большого театра Анатолием Иксановым и Михаилом Швыдким: "Это были первые люди, у которых я спросила, что и как нужно делать. Мне сказали, что было сделано и какой момент оказался самым ключевым. Наверное, это так, но у каждого своя история, все равно".

Она не согласилась, что перестановки, которые делаются в последнее время приказами министра культуры Владимира Мединского, управляются президентом РФ Владимиром Путиным: "Я не думаю, что тот человек, которого вы показываете на потолок, думает: "А кого бы в какой музей назначить". Я правда так не думаю". Новый директор ГМИИ призналась, что еще не встречалась с президентом.

Лошак отметила, что ситуации в каждом случае отличаются: "В Пушкинском музее была своя. Это понятно, что директор очень давно уже у руля музея, уже в том возрасте, когда чувствует, что он должен перейти к каким-то другим обязанностям. В случае с Политехническим музеем своя история, вы понимаете. В случае с Большим - третья, и я, честно говоря, горюю по поводу Иксанова. Это человек, которого я люблю, уважаю, считаю, что он был превосходным директором. Надеюсь, что следующий будет не хуже".

По ее признанию, ее назначение произошло "моментально, в секунду": "Просто меня спросили, я сказала, и уже через два дня все произошло. Охотник охнуть не успел, как на него медведь насел. Я вообще ничего не поняла, уже все произошло".

Лошак назвала своего прежнего патрона, министра культуры Москвы Сергея Капкова, "адекватным человеком, с которым мы приблизительно одинаково видим ситуацию, с которым мне легко договориться".

"Я несколько раз встречалась с министром культуры, это был нормальный, честно говоря, разговор, у меня не было ощущения какого-то недопонимания. Я не могу пока подробнее ничего говорить, поскольку мы встречались несколько раз", - сказала она о Мединском.

"Мне близок более легкий, артистичный, объемный подход"

Новый директор ГМИИ заявила, что выступает за то, что делается в Пушкинском музее сейчас - "за серьезные кураторские проекты, которые дают по-новому взглянуть на предмет, которые интересно делать самому, которые, безусловно, интересны для зрителя".

При этом, говоря об организации некоторых выставок, она отметила, что "любит иначе": "Те, кто ходил и знает, что я люблю, те сразу поймут. Мне близок какой-то более легкий, артистичный, сложный подход, более объемный".

Запасники Пушкинского музея, в которых есть много работ, способных вызвать международные скандалы, будут открыты. Скандалов Лошак не боится: "Это трофейное искусство. Какие скандалы уже? Золото Шлимана уже показано. Мне кажется, мы живем во время, когда нужно все открыть, максимальная открытость - абсолютно актуальный момент".

Еще одна проблема, о которой сказала новая директор ГМИИ - это "строгость" музея по отношению к посетителям. "Я считаю, что это надо как-то преодолеть. Нужно создать какую-то немножко другую атмосферу. Хочется, чтобы человеку, который придет в музей, было комфортно. Чтобы дружелюбная была атмосфера".

Решение проблемы с длинными очередями в музей, порой на сильном морозе, Лошак видит в введении электронных билетов: "Например, на выставке Стайнов в Гранд-пале мы покупали билет на определенный сеанс, чуть-чуть совсем стояли, человек приходил, знал, в какое время. Это тоже путь".

О связях во власти, угрозе Давиду со стороны гомофобов и съезде "Народного фронта" в "Манеже"

На вопрос об "аппаратности" ее новой должности и необходимости договариваться с чиновниками, с не очень иногда приятными людьми, Лошак ответила, что "договариваться придется, но это объективно. Может, для того, чтобы что-то сделать, нужно договариваться с разными людьми, нужно быть, мне кажется, разумным человеком".

На тему новых законов против гей-пропаганды и других нововведений последнего времени директор ГМИИ пошутила, что ей "жаль нашего Давида. Он может пострадать. С Тицианом тоже не все в порядке, хочу сказать".

По словам Лошак, попечительский совет ГМИИ находится в состоянии переформирования, потому что прежний попечительский совет не смог выработать единую концепцию существования с Ириной Антоновой, "они разошлись во многих вопросах, остались недовольны друг другом во многом".

"Буквально два дня назад я была представлена, об этом говорили, что нужно откорректировать эти формы. Там сидели люди, которых я прекрасно знаю и с которыми у меня чудесные отношения не как с попечительским советом, а просто, с которыми дружу. Попечительский совет - важная штука, думаю, будут точнее сформулированы его задачи, и он будет помогать, я надеюсь", - сказала новый директор.

Говоря о своем прежнем месте работы - "Манеже", Лошак призналась, что ей очень грустно: "Я очень адекватно ощутила себя на этом месте. Мне там было хорошо".

Она также рассказала о том, как приходилось менять графики выставок из-за партийных мероприятий. По словам Лошак, отказать в этих случаях невозможно: "есть какая-то другая, видимо, целесообразность. Вы сами понимаете, как это происходит".

Марина Лошак призналась, что не ожидала своего назначения, поскольку вся ее семья "очень либеральная". "Это не сыграло своей роли. Я тоже всем говорю, что я либерал на всякий случай. И это правда так. Поэтому... какое-то совпадение чудесное. Никому это не помешало", - удивилась она.