Для уникального фильма Сокурова использовались самая передовая техника и новейшие технологии. Картина снята за 1 час 27 минут 12 секунд без остановки камеры и без монтажа. В режиме реального времени камера проходит по 36 залам Государственного Эрмитажа. На пленке запечатлены тысячи актеров, статистов и музыкантов. Действие охватывает четыре века. Фильм снимался ночью 23 декабря 2001 года.
В Москве премьерный показ начнется 19 апреля в Киноцентре на Красной Пресне. Мировая премьера фильма "Русский Ковчег" состоялась на Каннском кинофестивале в мае 2002 года.
На студии "Эрмитажный мост" решили отказаться от выпуска видеокассет с фильмом для того, чтобы "не нанести невосполнимый урон художественному строю картины и не спровоцировать ее неправильное восприятие", сообщает "Интерфакс".
За время проката в США с декабря 2002 года фильм собрал 1,5 млн долларов. Фильм демонстрировался в Вашингтонской Национальной галерее и в Лувре. В России картина была показана летом 2002 года на открытии фестиваля "Окно в Европу" в Выборге, а также в Государственном Эрмитаже для сотрудников музея. В фильме в роли самого себя снимался директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Для немецкого оператора Тильмана Бюттнера проблема создания "Русского ковчега" состояла, главным образом, в физических препятствиях. Ему пришлось в течение многих месяцев тренироваться, чтобы отснять весь материал за один день - 23 декабря 2001. По сценарию, оператор должен был пройти через 1,3 км музейных коридоров, зная, что всего лишь одна ошибка станет роковой, и все нужно будет начинать сначала.
"Когда я познакомился с этим проектом, он сразу увлек и вдохновил меня, но позже мой здравый смысл задал неизбежный вопрос, сумею ли я исполнить требуемое физически", - сказал Бюттнер. "Все-таки я убедил себя, что мои физические проблемы никаким образом не должны поставить под угрозу художественное качество фильма", - добавил он.
Камера стремительно движется из комнаты в комнату, невидимый рассказчик последовательно открывает перед зрителем галерею исторических характеров. "В Эрмитаже с посетителями часто случаются экстраординарные вещи, - сказал Сокуров. - Все мы чувствовали таинственное дыхание - как будто бы само здание сотрудничало с нами".