По мнению жюри, в фильме "Русский ковчег" автор "раскрывает свое неподражаемое видение современной России, а также достоверно рассказывает об истории своей родины", сообщает ИТАР-ТАСС.
Сам режиссер из-за болезни не смог приехать в Берлин, чтобы получить приз, включающий также денежную премию в 10 тыс. евро. Награда присуждается режиссерам из Центральной и Восточной Европы, работы которых отвечают стилю и традициям польского мастера Анджея Вайды.
Картину "Русский ковчег" Сокуров снял в Эрмитаже на одном дыхании, не останавливая камеры. Этот удивительный фильм продолжительностью 1 час 36 минут, сценарий технической реализации которого тщательно готовился в течение нескольких месяцев, был снят в режиме реального времени, единым куском, без монтажа.
Сокуров приглашает зрителя совершить путешествие по знаменитому музею Санкт-Петербурга и России Эрмитажу с погружением в исторические реалии. В производстве картины, кроме Эрмитажа и Министерства культуры, участвовало рекордное количество немецких студий - около двадцати.
Сокуров говорил, что идея снять фильм на одном дыхании у него возникла 15 лет назад. Но тогда управлять реальностью в режиме "real time" нельзя было из-за технических препятствий.
"Работая в режиме реального времени, творец чувствует, что прикасается к чему-то божественному, - как-то сказал режиссер. - Формы и средства кино постоянно меняются. Скоро традиционная форма 96-минутного фильма отомрет. Существуют только слова, все остальное неважно".
Камера стремительно движется из комнаты в комнату, невидимый рассказчик последовательно открывает перед зрителем галерею исторических характеров. "В Эрмитаже с посетителями часто случаются экстраординарные вещи", - сказал Сокуров. - Все мы чувствовали таинственное дыхание - как будто бы само здание сотрудничало с нами".
Сюжет фильма таков: современный режиссер, вещающий за кадром, вдруг проваливается во времени, встречает некоего европейского маркиза, отношение которого к России комично снобистское, и они путешествуют по залам "Эрмитажа", с каждым новым залом попадая в новое время. Все завершается действительно грандиозной сценой великого императорского бала 1913 года, которым, по Сокурову, в России и закончилась Европа.
Иногда герои встречают и современных людей. Параллельно маркиз и режиссер, говорящий голосом Сокурова, ведут споры о русской культуре, истории, взаимоотношениях России с Европой, в которых Сокуров представляет наши интересы.