Reuters

Тбилиси не поступится своими принципами на переговорах с Москвой по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Чтобы добиться одобрения Грузии как члена ВТО, который вправе заблокировать присоединение новой страны, России придется проявить гибкость и пойти на компромисс, дал понять грузинский президент Михаил Саакашвили в эксклюзивном интервью для блога The Cable на сайте журнала Foreign Policy.

Он с иронией припомнил, что Россия рассчитывала обойти Грузию и договориться о своем вступлении только с США - в рамках "перезагрузки" двусторонних отношений. "Они говорили американцам: "С вами мы договоримся, а Грузия - часть пакета. От некоторых русских я слышал, что достаточно одного звонка Байдена, чтобы убедить Саакашвили и заставить его заткнуться", - заметил глава государства.

Однако американцы не пошли на это и четко дали понять России, что подобных договоренностей не будет. Как подчеркнул Саакашвили, именно благодаря такой позиции Вашингтона, Москве все же пришлось сесть за стол переговоров с Тбилиси - это уже большой прогресс.

- Саакашвили хочет покупать у США тяжелые вооружения против России

Первый раунд российско-грузинских переговоров о вступлении России в ВТО состоялся в марте в Берне при посредничестве Швейцарии, поскольку между ними нет прямого диалога после августовского конфликта 2008 года. Следующий раунд планируется начать в мае. По словам Саакашвили, первоначальные российские предложения, которые касались только экспорта грузинских товаров в Россию, не являются конструктивными.

"Некоторые русские говорили: "Мы позволим вам опять экспортировать вино, и вы измените свою позицию". Но у нас не осталось вина на экспорт в Россию. Это не козырь в рукаве", - заявил Саакашвили. Он указал, что Тбилиси будет добиваться от Москвы взаимоприемлемых решений в сфере прозрачности сделок на границе и таможенных вопросов, а это намного серьезнее, чем вино.

Как отмечается в статье, на которую ссылается InoPressa, колоссальная проблема в том, что считать грузино-российской границей. Для Тбилиси таковой являются и границы России с Абхазией и Южной Осетией, чью независимость Россия в одностороннем порядке признала в 2008 году.

"Шаг за Россией - она должна продемонстрировать, что способна на гибкие, компромиссные решения, - сказал грузинский президент. - Русские рассчитывали получить членство ВТО в обход Грузии. Удачи им! Пусть попробуют. Но Грузия не поступится своими принципами".

Саакашвили также выразил готовность ограничиться на переговорах экономическими вопросами. "Но, к сожалению, русские каждый экономический вопрос превращают в политический", - добавил он.

Саакашвили хочет покупать у США тяжелые вооружения против России

В интервью Саакашвили также заявил о желании Грузии покупать у США тяжелые вооружения. Как отмечается в статье, у американских властей существует неофициальное эмбарго на такие поставки, о чем часто с сожалением высказываются в сенатских комитетах по международным отношениям и по вооружениям.

В частности, республиканец, экс-кандидат в президенты Джон Маккейн заявил: "Не в наших интересах оставлять одного из наиболее преданных партнеров, страну, стремящуюся в НАТО, без способности должным образом защищать себя".

Саакашвили заметил, что поставки легкого вооружения намечаются, но по-настоящему Грузия нуждается в системах ПВО и противотанковых вооружений, в том числе на случай "нового конфликта с Россией". "Таков должен быть следующий этап сотрудничества", - считает грузинский президент.

"Личный друг Саакашвили" не помог России усмирить его

Отметим, незадолго до начала первого раунда российско-грузинских переговоров по ВТО в Берне Москву посетил вице-президент США Джо Байден, которого считают "личным другом Саакашвили". Москва действительно рассчитывала, что твердой поддержки американцев в этом вопросе будет достаточно, и ждать одобрения Грузии не потребуется. В частности, на это намекал глава МИД РФ Сергей Лавров.

Россия и правда могла бы пойти иным путем: де-юре для оформления членства в ВТО достаточно, чтобы за страну проголосовало две трети государств-участников. Однако де-факто все страны до сих пор присоединялись к торговой организации исключительно консенсусом. И если Россия изберет иной путь, ей предстоит покуситься на многолетнюю традицию ВТО и в известной степени потерять лицо, заметил в комментарии по теме редактор отдела экономики журнала The New Times Дмитрий Докучаев.

Тбилиси на переговорах выдвигает несколько вариантов, при которых готов пойти на уступки. Один из возможных - так называемый приднестровский. Он подразумевает мониторинг внешнего периметра границ Абхазии и Южной Осетии международными организациями или миссией ЕС. Эта схема опробована и работает в Приднестровье. Власти непризнанной республики не допускают на границу с Украиной молдавских таможенников, однако там, по согласованию с Кишиневом и Киевом, действует миссия ЕС EUBAM (European Union Border Assistance Mission to Moldova and Ukraine).

Однако президент Абхазии Сергей Багапш уже заявил, что не допустит на свою территорию наблюдателей из Евросоюза для контроля таможенных пунктов на границе с Россией. "Пусть сначала страны Евросоюза признают независимость Абхазии, и только после этого возможен цивилизованный межгосударственный диалог по любым вопросам", - заявил он.

Такой же точки зрения, похоже, придерживается Россия. По крайней мере, один из ее дипломатов, комментируя такое предложение, заранее отверг его: "Разве миссия ЕС может находиться, скажем, на абхазской границе и не общаться с абхазскими властями, которые не признаны Евросоюзом?"

Что касается Грузии, то она регулярно подчеркивает, что ее главной задачей является защита ее национальных интересов и четкое определение ее таможенных, государственных границ, "которые признаны международным правом", и от этого страна не намерена "отступать ни на один шаг".

Ранее вице-спикер парламента Грузии Георгий Церетели в ответ на требования оппозиции не уступать России по вопросу ее вступления в ВТО пообещал: "Никогда, ни в коем случае ни раньше, ни в будущем ни одно решение, ни одно соглашение не произойдет за счет суверенитета Грузии, ее принципов или других уступок".