Прием России в ВТО далеко не предрешен, а если и состоится, ей, возможно, будет нелегко выполнять принятые в этой международной организации критерии
Вести
Прием России в ВТО далеко не предрешен, а если и состоится, ей, возможно, будет нелегко выполнять принятые в этой международной организации критерии. Такого мнения придерживаются бизнесмены и чиновники США, ЕС и самой Всемирной торговой организации, пишет в среду американское деловое издание The Wall Street Journal, на которое ссылается InoPressa.

Вопрос о членстве России в ВТО важен, так как это единственная крупная экономика мира, где не действуют установленные ВТО лимиты ввозных пошлин и механизмы разрешения коммерческих споров, но сохраняются и различные препятствия, как экономического, так и политического толка, отмечает газета. Кроме того, российский рынок стал бы привлекательнее, если бы открылся шире, полагают западные чиновники.

Запутанный Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией, высокие пошлины, противоречия в оценке импортных товаров и коррупция - по мнению издания, таковы лишь некоторые проблемы.

Кроме того, на прием России в ВТО может наложить вето, например, Грузия. Конгресс США до сих пор не отменил поправку Джексона-Вэника, а Москва - плату за транзит иностранных самолетов над Сибирью.

После финансового кризиса Россия повысила пошлины на ряд промышленных товаров. Российские дипломаты говорят, что пошлины будут снижены, но только после приема во Всемирную торговую организацию.

"Западные компании также жалуются, что российская таможня выставляет им неоправданно высокие пошлины. Российские чиновники говорят, что импортеры жульничают, занижая стоимость товара", - отмечает издание. По мнению чиновников ЕС и США, не все пошлины и нормы в России, Белоруссии и Казахстане - членах Таможенного союза - сведены в единую систему.

Официально Россия является кандидатом в ВТО с 1995 года. "Но Москва никогда не предпринимала энергичных усилий для вступления в эту организацию, так как на ее главные статьи экспорта - нефть и газ - пошлины не распространяются, а снижение ввозных пошлин опасно для предприятий и рабочих мест", - пишет газета.

Впрочем, теперь российские официальные лица заявляют, что подход изменился: России срочно нужно углубить интеграцию в мировую экономику, а иностранные инвесторы требуют укрепить гарантии.

Вступление России в ВТО - главная тема грядущей встречи российского премьер-министра Владимира Путина с лидерами ЕС в Брюсселе в четверг, отмечает The Wall Street Journal. По словам постпреда РФ в ЕС Владимира Чижова, Путин сообщит, что Россия надеется завершить процесс вступления в ВТО в ближайшие месяцы.

Накануне, во вторник, заместитель главы аппарата правительства Юрий Ушаков дал понять, что российское правительство планирует завершить переговоры по вступлению России в ВТО к середине лета.

Напомним, для присоединения к ВТО необходимо согласие всех ее 153 членов. По оценкам Всемирного банка, вступление может увеличить ВВП России на 3,3% в среднесрочной перспективе.

В начале декабря прошлого года власти Грузии заявили, что готовы к переговорам по поводу вступления России в ВТО. Однако Тбилиси по-прежнему одним из своих главных условий на переговорах с Россией ставит вопрос совместного контроля на КПП на реке Псоу в Абхазии и у Рокского тоннеля в Южной Осетии.

Глава "Российской корпорации нанотехнологий" Анатолий Чубайс объявил, что прибыль России от вступления в ВТО и заключения нового торгового соглашения с ЕС может составить 300 млрд долларов.

По его словам, ежегодный экономический эффект для России от вступления в ВТО составит 20 млрд долларов, а от соглашения с Евросоюзом - 45 млрд долларов в год. В совокупности, по подсчетам главы Роснано, к 2015 году Россия должна получить 300 млрд долларов от этих соглашений.

7 декабря в Брюсселе был подписан меморандум о взаимопонимании между Россией и ЕС о завершении двусторонних переговоров по вступлению РФ во Всемирную торговую организацию.

Подписавшая его с российской стороны министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что Россия может стать членом ВТО в первом полугодии 2011 года. В Еврокомиссии по торговле считают, что этот процесс завершится до конца следующего года.