На выборах в марте соперником белорусского президента Лукашенко будет мужественный человек. Однако во время предвыборной кампании Милинкевичу вставляют палки в колеса. В Минске нет плакатов, которые говорили бы о том, что в Белоруссии через 3 недели состоятся выборы. Только пара световых реклам на площади Победы гласят: "За Белоруссию!" Больше ничего. Однако все знают, что это лозунг Александра Лукашенко, а также то, что тот, кто не проголосует за него, может потерять работу или быть исключенным из института. Лукашенко получит на выборах 76% голосов, уже сообщила правительственная газета "Советская Беларусь". Об обстановке в Белоруссии накануне выборов пишет в воскресенье швейцарская Neue Zürcher Zeitung (полный текст на сайте Inopressa.ru).
В частной квартире недалеко от Академии наук делают все возможное, чтобы этот план 19 марта не был выполнен. "Мы объезжаем в первую очередь верный Лукашенко восток", – заявляет Павал Мажейка, представитель "Объединенных демократических сил", которые избрали своим лидером правозащитника и бывшего вице-мэра Гродно Александра Милинкевича. Из трех допущенных к участию в выборах соперников Лукашенко у него, как показывают опросы общественного мнения, больше всего шансов.
Обоз предвыборной кампании двигается в Лепель, районный центр в 160 километрах к северу от Минска. На сей раз за конвоем не видно слежки. "КГБ читает нашу страничку в интернете, они ждут на месте", – шутит агитатор. И действительно: в Лепеле въезд на рыночную площадь закрыт цепочкой. В то время как рыночные торговцы спешно складывают свои товары на санки и везут их по заледенелой площади, Мажейка и другие агитаторы волокут по снегу два громкоговорителя и генератор. Любопытные наблюдают за происходящим; вскоре появляется милиционер с видеокамерой.
"Люди боятся, поэтому они не подходят ближе", – шепчет женщина в шубе и показывает на милиционеров в форме и в гражданском, которые окружили рыночную площадь. Она держит в городе овощной магазин, объясняет она, и если она назовет свое имя, то ее лишат лицензии.
"Подходите ближе, я не могу разглядеть ваши лица!" – кричит Милинкевич в микрофон. Рослый бородатый лидер оппозиционеров объявляет, что, в отличие от действующего президента, в Брюсселе его принимают так же охотно, как и в Москве. Уровень безработицы составляет не 1,5%, а скорее 15%, пытается убедить людей бывший преподаватель физики и просит – пока его агитаторы с некоторым успехом раздают листовки – задавать вопросы, пишет издание.
Около сотни одетых в шубы мужчин неопределенного возраста и женщин в пестрых платках образовали тесный полукруг вокруг Милинкевича и его телохранителей. "Почему мы должны стоять здесь на морозе?!" – шумит один старик, сверкая золотым зубом. Об этом лучше спросить городское начальство, отвечает Милинкевич, которого не пустили в дом культуры. "А почему вы все время за границей?" – не отстает старик. "И вообще, если вы станете президентом, то здесь будет 100%-ная безработица", – ворчит одна пенсионерка. Один провокатор в меховой шапке хлопает в ладоши и подстрекает толпу. "Следующий, кому заплатили за вопрос, пожалуйста!" – с раздражением кричит один агитатор, в то время как Милинкевич терпеливо, как проявляющий отцовскую заботу учитель, отвечает каждому.
"Этот Милинкевич мне симпатичен; он пахнет демократией", – с воодушевлением говорит Наташа, стоящая в сторонке женщина лет 45. "Интересно! Об этом кандидате я еще не слышал!" – удивляется молодой человек, заглянувший на площадь. Через час кутерьма прекращается. Въезд на рынок волшебным образом снова открывается. Провокаторы в меховых шапках ушли, осталось два десятка граждан, которые просят автографы и хотят вместе сфотографироваться.
Время поджимает, ждет следующее мероприятие. Милинкевич не подает вида; только снова оказавшись со своим телохранителем на заднем сиденье машины, он морщится. В Минске его ждут еще 4 охранника, все бывшие офицеры, невооруженные спортсмены-борцы. Иностранные дипломаты считают, что серьезные проблемы и опасность ожидают конкурента Лукашенко только после выборов. "До этого момента будут соблюдаться внешние приличия", – полагают они.