Норвежское государство обратилось в окружной суд Осло с просьбой отказать в иске о защите от экстрадиции для бывшего сотрудника спецслужб США Эдварда Сноудена. Тот подал иск, чтобы получить возможность приехать в эту страну и лично принять премию норвежского ПЕН-клуба, присуждаемую за выдающийся вклад в защиту свободы слова.
О противодействии норвежских властей сообщает ТАСС со ссылкой на Норвежское телеграфное бюро (НТБ). Адвокаты норвежского правительства обосновали свою просьбу тем, что выдача Сноудена американцам "могла бы стать актуальным вопросом только в случае, если бы от США поступил соответствующий запрос, но пока этого не произошло". Кроме того, они подчеркивают, что "остается открытым вопрос, сможет ли истец вообще приехать в Норвегию".
Норвежский Минюст уже отказывался предоставлять Сноудену какие-либо гарантии в прошлом году, когда экс-сотруднику ЦРУ была присвоена премия имени норвежского писателя и гуманиста Бьёрнстьерне Бьёрнсона. На церемонии вручения награды в норвежском Молдё кресло Сноудена оставалось пустым, и он традиционно давал интервью по видеосвязи из России.
В начале марта норвежский ПЕН-клуб объявил Сноудена лауреатом премии имени Карла фон Осецкого - критика гитлеровского режима и антифашиста, удостоившегося Нобелевской премии мира 80 лет назад. В организации обещали сделать все возможное для того, чтобы Сноуден мог лично получить премию в ноябре, когда в Осло состоится официальная церемония ее вручения. ПЕН-клуб призвал норвежское правительство дать гарантии того, что Сноуден не будет экстрадирован в США.
Сноуден оказался в России после бегства из США, где он предал огласке сведения о методах электронной слежки американских спецслужб, в том числе о нелегальной "прослушке" переговоров зарубежных лидеров. Первоначально "застряв" в транзитной зоне московского аэропорта из-за аннулированного США паспорта, 1 августа 2014 года он получил вид на жительство в РФ на три года и с тех пор находится на территории России. В США Сноудену инкриминируется нарушение двух статей закона о шпионаже. Ранее он неоднократно изъявлял желание вернуться в США, но лишь при условии справедливого судебного разбирательства.