НТВ

Иностранная пресса в понедельник комментирует состоявшиеся накануне в Белоруссии выборы в парламент и референдум. По сообщению Центризбиркома республики, на референдуме подавляющее большинство проголосовавших избирателей разрешили вновь участвовать Александру Лукашенко в президентских выборах в качестве кандидата.

Центризбирком, в частности, отметил, что в Минске в ходе плебисцита "за" высказались 75 процентов избирателей, а в других регионах страны этот показатель значительно выше.

Глава Центризбиркома Белоруссии Лидия Ермошина сообщила, что 77,3 процентов белорусских избирателей разрешают президенту Лукашенко вновь участвовать в президентских выборах в качестве кандидата. По ее словам, "результаты референдума носят судьбоносный характер и очень важны для стабильности в стране до предстоящих в 2006 году очередных президентских выборов".

Как сообщила председатель Центральной избирательной комиссии республики Лидия Ермошина, положительно на вопрос референдума ответили 86,2% граждан, пришедших в воскресенье проголосовать на конституционном референдуме. Явка избирателей составила 89,7%.

Между тем, опросы, проведенные на избирательных участках службой Gallup Media показывают, что за продление срока полномочий Александра Лукашенко проголосовали 48% избирателей при необходимом минимуме в 50%.

Одновременно в ходе референдума избиратели приняли одну из статей Конституции в новой редакции, в которой исключается упоминание о том, что "одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков".

Как пишет британская газета The Daily Telegraph, самый отвратительный режим в Европе обратился к избирателям, чтобы они предоставили жесткому президенту право руководить страной пожизненно.

В офисе "Объединенной гражданской партии" в столице Белоруссии Минске на стене висят черно-белые фотографии пятерых мужчин. Противники правящего режима, все они исчезли или погибли при загадочных обстоятельствах. Под этими фотографиями сидит Анатолий Лебедько, лидер партии. Его трижды арестовывали, мужчины в масках избили его около дома, а сейчас ему предъявлены два обвинения в клевете на президента.

За последние годы тысячи представителей оппозиции подвергались нападениям и обыскам, некоторые независимые журналисты за критику в адрес президента были оштрафованы на крупные суммы или заключены в тюрьму. Добро пожаловать в белорусскую политику.

Человек, установивший эту современную диктатуру, - Александр Лукашенко, лысеющий мужчина с усиками, бывший председатель колхоза, сделавший грубое подстрекательство и ксенофобскую риторику своим политическим ярлыком.

За 10 лет его правления Белоруссия превратилась в парию на международной арене. Мало того, что собственный народ там подвергается угнетению, Белоруссия стала также центром теневых финансовых операций и сделок по продаже оружия.

В недавнем отчете ЦРУ о компаниях и частных лицах, которые получали взятки от Ирака в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие", Белоруссия фигурировала в первых рядах.

В прошедшие выходные Лукашенко проводил референдум, призванный упразднить ограничение о пребывании на посту президента не более двух сроков и фактически предоставить Лукашенко право быть президентом пожизненно. Лукашенко выиграл. Глава ЦИК Лидия Ермошина объявила на пресс-конференции, что 77,3% зарегистрированных избирателей проголосовали за предложение Лукашенко, отменяющее положение конституции по этому вопросу.

Оппозиционные партии объявили результаты референдума недействительными, сообщив, что им было запрещено вести наблюдение на избирательных участках.

Как отмечает издание, 14 лет назад после падения коммунизма казалось, что у Белоруссии хорошие перспективы. Расположенная на перекрестке исторических торговых путей, эта страна имеет космополитические традиции. С тех пор соседи Белоруссии сделали ряд значительных, хотя и не всегда твердых шагов по направлению к плюрализму.

Но в Белоруссии время как будто бы стоит на месте. Страна с 10-миллионным населением напоминает Советский Союз начала 1980-х, до того, как Михаил Горбачев начал перестройку и гласность.

Лукашенко отвергает приватизацию, и большинство белорусов, по некоторым подсчетам до 80%, все еще работают на государственных предприятиях.

Те, кто основал частный бизнес, страдают от карательных налогов. В результате страна экономически выживает только благодаря России, предоставляющей ей экономическую и политическую поддержку. Признаки стагнации видны во всем, несмотря на тщательно сглаженные края и чистые улицы столицы.

Дорога к международному аэропорту безлюдна, на полупустых улицах практически отсутствуют рекламные щиты. В Москве рестораны с любой кухней мира и бутики известнейших фирм уже не в состоянии тесниться в центре города, а в Минске одинокий McDonalds на главной улице выглядит как единственная уступка внешним реалиям.

Тем временем сила государственной власти возрастает. КГБ, все еще носящий старое советское название, вызывает у всех страх. В школах и университетах проводятся занятия по государственной идеологии.

"Лукашенко застрял в Советском Союзе, - говорит Алесь Бяляцкий из Белорусской хельсинкской группы. - Он хочет возродить ту эпоху на основе агрессивной внешней политики и сильной государственной идеологии".

Хельсинкская группа - одна из немногих сохранившихся здесь независимых организаций. Они работают в маленьком офисе без вывески. Чтобы поговорить, мы забиваемся на кухню - во избежание прослушивания.

"Лукашенко не нужно бросать за решетку всех своих оппонентов, - говорит Бяляцкий. - Достаточно точно выбрать нескольких людей, самых активных. Тогда все остальные испугаются и будут вести себя тихо".

Когда Лукашенко был избран в первый раз в 1994 году, многие белорусы радовались. Предыдущее правительство было коррумпированным, и сильный человек у власти сулил порядок и возвращение к определенности прошлых лет.

Он повысил пенсии, навел чистоту на улицах, говорил о гордости и возвращении к советскому величию.

В 1995 году, когда аэростат, участвовавший в международных соревнованиях, оказался в белорусском воздушном пространстве, он приказал его сбить. Двое американских пилотов, находившихся на борту, погибли. Он также занялся возрождением символов советской эры: площадь Независимости вновь стала площадью Ленина, вернулся старый советский флаг.

Со временем недовольство росло. В конце 1990-х годов оппозиция организовала несколько масштабных демонстраций протеста, но все они были разогнаны вооруженными дубинками полицейскими.

Несмотря на все это, президент все так же популярен среди населения старших возрастов и с низким уровнем образования, чему способствует не в последнюю очередь его жесткий контроль над СМИ.

Но среди молодого поколения мало кто поддерживает Лукашенко. Десятки тысяч уже сбежали на Запад из-за отсутствия перспектив на работу и растущей атмосферы стагнации.

Лидер "Объединенной гражданской партии" Лебедько говорит: "Лукашенко - это не Сталин, но он точно идеологический потомок Сталина. В своих попытках создать миниатюрную копию Советского Союза он создал режим, построенный на страхе". (Перевод статьи публикует сайт Inopressa)

Neue Zurcher Zeitung: Цугцванг для ЕС

То, что двойное голосование в Белоруссии будет каким угодно, но только не свободным и не честным, было очевидно уже давно. Предвыборная борьба проходила в условиях репрессий; демократические партии подвергались давлению с большой фантазией и не менее большой энергией. Открытых выступлений практически не было; кандидаты от оппозиции были лишены доступа к средствам массовой информации, тогда как Лукашенко постоянно фигурировал в лучшем свете, пишет влиятельное швейцарское издание Neue Zurcher Zeitung.

Многочисленных критиков режима не только не регистрировали в качестве кандидатов, суды искали и находили бесчисленные факты, попадающие под определение "оскорбление президента", а спецслужбы вовсю запугивали и нагло угрожали политикам из противоположного лагеря, а также их семьям. Представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая послала в Белоруссию около 300 наблюдателей, говорили об атмосфере страха.

Обстоятельством, которое существенно могло бы облегчить окружению Лукашенко ожидаемую фальсификацию итогов референдума, является загадочное исчезновение значительного количества избирателей. Чтобы референдум был признан состоявшимся, на избирательные участки должны прийти не менее половины граждан, имеющих право голова.

Политологам и оппозиционным партиям на прошлой неделе объявили, что число белорусов, имеющих право голоса, за последние четыре года, по официальным данным, сократилось примерно на 700 тысяч и составляет сейчас 7 миллионов. Что произошло 700 тысячами избирателей, политолог Олег Манаев из Института социально-экономических и политических исследований, который находится под угрозой закрытия, объяснить не может.

Конечно, бесследное исчезновение не менее 10% электората в любой западной стране стало бы первостепенным скандалом. Но не в Белоруссии. Чиновники просто проигнорировали попытки Манаева прояснить ситуацию, пишет швейцарское издание.

Лукашенко, в прекрасном настроении, придя в воскресенье на избирательный участок, сказал, что, если народ согласится с его предложением по изменению конституции, он сделает для Белоруссии еще больше, чем до сих пор. При этом президент Белоруссии рекомендовал Западу успокоиться и отказаться от дальнейших обвинений в отношении честности выборов и соблюдения прав человека и заняться собственными проблемами.

Куда пойдет Белоруссия, если Лукашенко получит возможность оставаться во главе государства чуть ли не всю жизнь, еще не понятно. Однако, по мнению Neue Zurcher Zeitung, не нужно рассчитывать на слишком уж розовые сценарии. Весьма вероятно, что Лукашенко, отчаянно ностальгирующий по советскому прошлому, будет еще с большей энергией, чем прежде, воплощать в жизнь свои мечты о тотально управляемом государстве.

До сих пор бывший председатель колхоза, который не отвечает никаким требованиям к интеллекту и любим народом за его непритязательность, несмотря на широко распространенное на Западе мнение, был не диктатором азиатского толка, а сверхавторитарным руководителем, который мог положиться на поддержку значительной части своих сограждан. До сих пор Белоруссия была далека от ситуации, характерной, например, для репрессивного Китая. Но теперь все может измениться. Тогда Европейский союз, как сказал в минувшее воскресенье британский посол Брайан Беннетт, будет вынужден реагировать, заключает швейцарское издание. (Полный перевод статьи можно прочесть на сайте Inopressa)