Журналисты узнали имена шести членов президиума Высшей аттестационной комиссии (ВАК), которые проголосовали против сохранения за министром культуры Владимиром Мединским степени доктора исторических наук. Несмотря на их голоса, большинство членов встали на сторону главы Минкульта.
По информации РБК, против сохранения докторской степени Мединского выступили оба историка, входящие в президиум ВАК, - научный руководитель Государственного архива Сергей Мироненко и руководитель Центра истории частной жизни и повседневности Института всеобщей истории Российской академии наук (РАН) Игорь Данилевский.
К ним также присоединились декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александр Аузан, завотделом языков народов России Института лингвистических исследований РАН Евгений Головко, замдиректора Института философии РАН Мария Федорова и доцент НИУ ВШЭ Игорь Муравьев.
Министр образования Ольга Васильева, в свою очередь, сообщила журналистам, что Мединский в ходе обсуждения его работы отвечал на вопросы участников заседания президиума ВАК и давал "очень правильные и четкие ответы, которые подтверждают не просто авторство, а глубокие знания" (цитата по ТАСС).
Один из инициаторов лишения Мединского степени, филолог Иван Бабицкий, со своей стороны, назвал ответы Мединского "пространными". "Он отвечал крайне пространно и в своем обычном стиле. Я, например, спросил про то, является ли его осознанной позицией то, что на Руси при Иване Грозном церковные книги были на русском языке, а у протестанов - на латыни. Он в ответ сказал, что я должен знать, что языки со временем меняются, и русский язык в XVI веке еще не отличался от церковнославянского и только с тех пор начал отличаться", - приводит его слова "Медуза".
В пятницу, 20 октября, президиум ВАК, собравшийся в 11 часов, чтобы решить судьбу докторской диссертации министра культуры, в научной ценности которой возникли серьезные сомнения, решил оставить главу Минкульта доктором исторических наук.
14 членов президиума проголосовали "за", шестеро - "против". Голосование не было тайным. Решение принималось поднятием рук - простым большинством. Сооснователь "Диссернета" Сергей Пархоменко, комментируя решение, заявил, что президиум ВАК "рассмотрел вопрос о своей репутации и решил, что вполне может в дальнейшем без нее обойтись. "Вопрос о репутации Мединского был решен ранее", - добавил он.
Таким образом, президиум ВАК проигнорировал сомнения в научной ценности диссертации и отверг рекомендацию своего же экспертного совета, что в ученой среде считается очень редким случаем.
На собрании присутствовал и замминистра науки и образования Григорий Трубников, а глава министерства Ольга Васильева заявила накануне, что не примет участия в заседании: "Я не могу, я - министр. Я не могу быть в президиуме", - сказала она.
Исход голосования до последнего дня оставался загадкой, хотя были признаки того, что оно может быть объективным: например, экспертный совет ВАК поддержал предложение лишить Мединского ученой степени доктора исторических наук, а из состава комиссии вывели несколько человек, в том числе главного ученого секретаря Николая Аристера.
Диссертацию Мединский защитил в 2011 году в Российском государственном социальном университете (РГСУ). Впрочем, после путаницы с фамилиями оппонентов появились подозрения, что он ее не защищал вовсе.
Заявление о лишении министра докторской степени подали в апреле 2016 года историки Вячеслав Козляков и Константин Ерусалимский, а также эксперт "Диссернета" Иван Бабицкий. Они назвали диссертацию министра ненаучной и "местами абсурдной", выявив в ней "грубейшие ошибки".
Так как диссовет РГСУ был распущен, вопрос об ученой степени Мединского был передан в Уральский федеральный университет. Впоследствии ВАК поручила изучить диссертацию министра диссовету истфака МГУ, однако тот отказался рассматривать работу министра по существу. После этого документы направили в Белгородский государственный университет, где отказались признавать претензии к работе Мединского.
В октябре 2017 года экспертный совет ВАК поддержал заявление о лишении Мединского ученой степени доктора исторических наук, так как у автора диссертации отсутствуют "базовые навыки историка".