Euronews

Прокуратура Москвы отменила постановление о прекращении уголовного дела по кровавому теракту на Дубровке в октябре 2002 года. Руководителю ГСУ СКР по Москве даны указания организации дополнительного расследования по факту случившегося, заявил "Интерфаксу" в понедельник представитель потерпевших адвокат Игорь Трунов.

"Мы жаловались в СКР и прокуратуру на предмет того, что не обнаружена часть боевиков, которые ушли из театра, также не была обнаружена часть стрелкового оружия, оборудования космической связи и компьютер, с которого террористы выходили в интернет. Мы обосновали все это, и прокуратура и следственные органы приняли наши доказательства, отменив постановление о прекращении уголовного дела и дав указание о возобновлении следствия", - отметил он.

Ранее получила широкое распространение информация о том, что в ходе штурма были уничтожены все террористы. "Однако мы доказали, что убили не всех, и материалы не все, и часть из них (террористов) продолжает свое грязное дело. Скорее всего, теперь будут разыскивать этих террористов, часть которых ушла, ведь дела прекращать и снимать с них обвинение это неправильно", - подчеркнул Трунов.

Теракт в театральном центре на Дубровке произошел 23-26 октября 2002 года. Группа вооруженных боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила в заложники зрителей мюзикла "Норд-Ост" в здании Дома культуры ОАО "Московский Подшипник". Общее число захваченных ими в заложники - 916 человек. В результате операции по освобождению заложников были ликвидированы все террористы и освобождено большинство заложников. В общей сложности, по официальным данным, погибли 129 человек из числа заложников. В то же время озвучивались предположения, что погибших было намного больше - 174.

При этом известно, что до штурма были убиты лишь пятеро заложников, остальные, по данным прокуратуры, скончались уже после освобождения в результате применения спецслужбами специального нервно-паралитического газа, сообщала Газета.ru.

Как утверждают родственники погибших, несмотря на уверения властей, что газ, примененный при штурме, был безвредным, спустя восемь лет после теракта у многих заложников наблюдаются тяжелые заболевания. По данным прессы, 12 человек полностью оглохли, у многих сильно упало зрение, некоторые потеряли память, писал в прошлом году "Московский комсомолец". Практически у всех бывших заложников серьезно нарушены функции почек, печени, пищеварения. Люди становятся инвалидами и даже попадают психиатрические клиники. В неофициальных беседах врачи объясняют болезни заложников последствиями воздействия газа, отмечало издание.

Еще 30 октября 2002 года министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко официально объявил, что примененное спецслужбами вещество - газ на основе фентанила. По словам медиков, это вещество способно не только оказывать обезболивающий эффект, но и вызвать состояние комы и смерть в результате остановки дыхания и кровообращения.

20 сентября 2003 года тогдашний президент России Владимир Путин заявил, что люди на Дубровке "погибли не в результате действия газа", а стали жертвами "ряда обстоятельств", таких как обезвоживание, хронические заболевания, сам факт, что им пришлось оставаться в том здании, цитирует слова Путина "Мемориал".

Как стало известно в ходе расследования, террористам, захватившим театральный центр, помогала милиция. Многие из бандитов имели при себе поддельные паспорта, выданные правоохранительными органами Карачаево-Черкесии.

Наказан лишь один человек

20 июня 2003 года Московский городской суд признал виновным в пособничестве терроризму и захвату заложников в Доме культуры на Дубровке Заурбека Талхигова. По данным следствия, Талхигов связывался по мобильному телефону с террористами и передавал им сведения о местонахождении снайперов и бронетехники в районе театрального центра. Подсудимый не признал своей вины. Суд приговорил его к 8,5 годам лишения свободы, передавало РИА "Новости".

16 октября 2003 года прокуратура вынесла постановление о прекращении уголовного дела в связи со смертью террористов.

Согласно соцопросам, более половины россиян (52%) считают, что спустя восемь лет после теракта в столичном театральном центре власти так и не раскрыли всей правды об этом событии.