В среду судья Новотроицкого городского суда Екатерина Родыгина избрала меру пресечения в виде домашнего ареста в отношении бывшего начальника колонии-поселения N11 по Оренбургской области Филюса Фардатовича Хусаинова. Ему 26 октября было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий"), сообщает сайт правозащитной организации "Комитет по предотвращению пыток" (КПП). Хусаинова подозревают в том, что он использовал труд заключенных в личных целях. Преступники строили высокопоставленному чиновнику и другим надзирателям дачи, а за отказ выполнять незаконные требования им угрожали избиениями и изнасилованиями.
Показания против Филюса Хусаинова дал бывший заключенный КП-11, москвич Сергей Никоноров. По его словам, обвиняемый "с помощью угроз и обещаний досрочного освобождения принуждалего и других осужденных к строительным работам на своем дачном участке".
Правозащитники отмечают, что уголовное дело по факту превышениядолжностных полномочий сотрудниками колонии-поселения N11 быловозбуждено еще в апреле 2014 года, однако обвинение Хусаинову предъявилитолько теперь.
"26 октября этого года Хусаинов был задержан и доставлен визолятор временного содержания. Как выяснилось, утром того же дня онуспел выйти на пенсию по выслуге лет", - говорится в сообщении. Под домашним арестом Хусаинов будет находиться до 12 ноября 2015 года.
При избрании меры пресечения суд учел, что Хусаинов не судим, имеет двоих малолетних детей и хорошую характеристику. При этом прокурор Егор Приходько настаивал на аресте ушедшего не пенсию силовика.
В настоящее время сотрудники Следственного комитета планируют проведение следственных действий, в том числе - проверку показаний потерпевшего на месте, которая была сорвана в прошлый раз сотрудниками колонии-поселения N11. Правозащитники КПП намерены участвовать во всех следственных действиях в качестве представителей Сергея Никонорова.
По версии следователей, с января 2012 по март 2014 года сотрудники КП-11 незаконно привлекали осужденных к тяжелым видам работ, в том числе - к строительству своих объектов недвижимости. На момент возбуждения уголовного дела были установлены факты незаконногопривлечения к строительству двоих осужденных, которые продолжают отбывать наказание в колонии.
В свою очередь, Комитет против пыток на своем сайте сообщал, чтоосужденные привлекались, в частности, для строительства дачи и баниначальника колонии.
По данным правозащитников, летом 2013 года к ним обратилась женщинаи сообщила, что ее гражданскому мужу, отбывающему наказание в указаннойколонии-поселении, сотрудники учреждения во главе с ее начальникомХусаиновым создают невыносимые условия жизни: подвергаютсистематическому избиению, а также угрожают изнасилованием. Причинойэтого стал отказ осужденного продолжать работать на различныхстроительных объектах и его жалобы в правоохранительные органы.
Кроме того, в конце 2013 года к правозащитникам обратились еще двоеосужденных, обвинявших сотрудников колонии в применении насилия.
Написать письма в оренбургское отделение КПП заключенных побудила безысходность, поскольку один из них после попытки неудавшегося побега из-за избиений был изнасилован осужденным из так называемого "актива" в присутствии сотрудников колонии, снимавших все на видеорегистратор.
Второму из осужденных данная видеозапись демонстрировалась для устрашения, чтобы он не смел куда-либо жаловаться. Опасаясь за свою жизнь, осужденные К. и Д. все же набрались смелости обратиться за помощью к правозащитникам. Юристы КПП незамедлительно направили к ним адвокатов, после чего обратились с заявлениями о преступлении в Следственный комитет, а также направили обращения в адрес уполномоченного по правам человека в Оренбургской области Анатолия Чадова.
В пресс-релизе КПП также сообщалось, что ранее следователи четыре разавыносили постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по фактампревышения полномочий сотрудниками данной колонии.
"Уверен, что творящееся беззаконие в колонии-поселении N11 стало возможным "благодаря" тому, что ни следственные органы, ни прокуратура не исполняют возложенных на них обязанностей, предпочитая "ничего не замечать", - подчеркивал и. о. руководителя оренбургского отделения КПП Тимур Рахматулин.
Уголовное дело, и то лишь по фактам использования рабского труда, было возбуждено только после того, как "Москва наконец обратила внимание на Оренбургскую область и на плачевную ситуацию, которая сложилась в регионе с проведением официальных расследований по заявлениям граждан о насилии со стороны правоохранителей".
Надзиратели, препятствуя расследованию, напали на сотрудника СК РФ
В ходе следствия начальник КП-11 переписал дачу на свою мать. Женщину вызвали повесткой на следственные действия, но она не явилась, сославшись на плохое самочувствие. Зато вместо нее на дачный участок, где проводился следственный эксперимент, прибыли в автомобиле "Жигули" десятой модели "трое неизвестных лиц". Позже выяснилось, что все они являлись сотрудниками ФСИН из колонии-поселения N11.
Подчиненные Филюса Хусаинова вели видеосъемку из салона автомобиля. А на все просьбы следователя Следственного комитета Константина Каскина покинуть место следственного действия они не реагировали.
Водитель сначала говорил, что он пьян и не может управлять автомобилем. Затем стал утверждать, что на машине установлены краденые номера. Следователь вынужден был вызвать полицию, а участники мероприятия заблокировали автомобиль нарушителей до прибытия стражей порядка.
Водитель "десятки" беспрестанно говорил с кем-то по телефону. Пока ждали полицию, пришел заместитель начальника КП-11 Марат Кумаров, как оказалось, с целью выручить своих коллег. При этом Кумаров разыграл целый спектакль.
"Вы че тут делаете? Бухаете что ли? - заявил он нарочито громко сотрудникам ФСИН, сидевшим в машине. - Ну-ка, марш в дежурку на рабочее место!"
Следователь, пытаясь остановить бегство нарушителей, преградил им путь, расставив руки. По его словам, майор, одетый в камуфляж, ударил его в грудь и по ноге. Затем сотрудники ФСИН, за исключением водителя "Жигулей", скрылись. Следственные действия были сорваны.
Вскоре приехал наряд ДПС. Инспекторы, выслушав следователя, установили личность водителя "десятки" и уехали, так как оснований для его задержания не было. Через некоторое время приехали два следователя оренбургского следственного управления, которые начали доследственную проверку по рапорту своего коллеги о преступлении.
По словам правозащитников, в действиях сотрудников колонии-поселения N11 явно усматривались признаки преступлений, предусмотренных статьями 294 и 318 УК РФ - "Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования" и "Применение насилия в отношении представителя власти".