По решению российской Фемиды Юрий Сандркин проведет за решеткой 3,5 года, хотя прокурор просил для него девять лет лишения свободы. Отбывать наказание он будет в исправительной колонии строгого режима, передает "Интерфакс".
Кроме того, Сандркин лишен на полтора года права занимать должности в правоохранительных органах.
Сообщником осужденного надзирателя был отбывающий пожизненный срок уголовник Вадим Журавлев. Ему инкриминировали ч. 5 ст. 33, п. "а" ч. 3 ст. 286 ("Пособничество в превышении должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения") УК РФ. Журавлева приговорили к четырем годам колонии.
Юрий Сандркин был взят под стражу после оглашения приговора.
Изобличить его в масштабных подлогах удалось после того, как в рамках расследования преступлений уральского бизнесмена Павла Федулева, осужденного на 20 лет за организацию заказных убийств, сыщики получили новую явку с повинной от осужденного пожизненно Юрия Кузнецова.
Позже были установлены реальные исполнители убийства, а Кузнецов признался, что дал фальшивые признательные показания под давлением сотрудника колонии Юрия Сандркина.
Затем было установлено, что за восемь месяцев 2010 года Юрий Сандркин составил 190 явок с повинной. Сведения о преступлениях, в которых могут сознаться осужденные, сотрудник ФСИН брал из оперативных запросов, а также из интернета и прессы. А некоторые преступления были и вовсе придуманы.
Ретивый надзиратель даже заставлял зэков сознаваться в резонансных убийствах, в том числе в расправах над Анной Политковской, Полом Хлебниковым и президентом Чечни Ахматом Кадыровым.
В ходе судебного процесса Юрий Сандркин и его адвокаты указывали на то, что следствию не удалось доказать его связь с осужденным Журавлевым, писала газета "Коммерсант-Екатеринбург". Защитники также отмечали, что все явки, которые поступали Сандркину, он сам проверить не мог.
"Пресс-хата с петухами"
Со слов Юрия Кузнецова, в апреле 2009 года его посадили в одну камеру с особо опасным рецидивистом Вадимом Журавлевым, который из прожитых 36 лет 20 провел за решеткой. Тот стал принуждать сокамерника писать явки с повинной.
"В один из дней Журавлев сообщил, что если завтра не будет явки, то я поеду "кататься" по камерам: для начала по дурачкам и "опущенным", потом в "пресс-хату", где меня будут круглосуточно избивать, потом к "петухам-шведам", где меня будут трахать 24 часа в сутки", - вспоминал Кузнецов.
В один из последующих дней его перевели в камеру к педофилу, который под давлением написал около 80 ложных явок с повинной "об убийстве и изнасиловании малолетних по всем регионам РФ, оговорив при этом множество людей как соучастников". Перед этим сексуального преступника "неделю использовали как грушу для тренировок в "пресс-хате".
"Я не стал испытывать судьбу и начал писать все", - добавил Кузнецов.
Показания заключенного подтвердили и другие обитатели "Полярной совы". Один из них сказал, что написал около 60 ложных явок с повинной.
"К написанию данных явок меня принуждал осужденный Журавлев В.Г. через психологическое и физическое воздействие по указанию старшего оперативника подполковника внутренней службы Юрия Сандркина", - рассказал в письме от 31 мая 2011 года заключенный. Осужденный пояснил, что его избивали два офицера ФСИН в звании капитанов.
Еще один заключенный признался, что его пытали электрическим током, выбив показания по громкому делу об убийстве губернатора Магаданской области Валентина Цветкова, расстрелянного в 2002 году на Новом Арбате в Москве.
"Юрий Сандркин, главный оперативник ИК-18, называл себя царем и богом этого учреждения. Много человек покалечил он и повесил на них преступления чужие", - написал осужденный Громов А. А.
Такие письма от заключенных приходили в редакцию "Новой газеты" на протяжении 2010-2012 годов. После публикации одного из них Генпрокуратура начала проверку, а управление СК РФ по Уральскому федеральному округу возбудило уголовное дело в отношении оперативника Сандркина по п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения"). Надзиратель был арестован.
Установлено, что Юрий Сандркин даже инструктировал заключенных, как давать показания во время следственных экспериментов и как "обмануть" полиграф (детектор лжи).
Ранее сообщалось, что в уголовном деле Юрия Сандркина фигурируют только 32 "выбитые" явки с повинной из 190, написанных заключенными под его контролем в ИК-18. От 28 признаний отказался осужденный Жуков, а от четырех - Юрий Кузнецов. Следы остальных признательных показаний потерялись в бюрократических недрах правоохранительной системы.
По словам одного из зэков, с разоблачением Сандркина ничего не изменилось и система по выбиванию показаний продолжает действовать в ИК-18. В пользу этого говорит и то, что к ответственности привлекли только одного из исполнителей, хотя из показаний потерпевших следует, что на них оказывали давление и сотрудники ФСИН.
Колония особого режима N18 "Полярная сова" известна тем, что в ней отбывают наказание такие осужденные, как экс-майор милиции Денис Евсюков, устроивший бойню в московском супермаркете, и "битцевский маньяк" Александр Пичушкин. Всего в ней содержится около 250 маньяков и убийц.