Британский композитор Майкл Финисси, преподающий композицию в Университете Саутгемптона (Southampton University), создал собственный вариант финала "Реквиема" Моцарта, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на BBC.
"Я представил, что Моцарт сел за завершение "Реквиема" в наши дни, оглядываясь на века, прошедшие с момента его смерти. Мы живем в совершенно ином музыкальном периоде. Я задумался о том, что бы ему пришлось учесть, какие композиторы, музыкальные жанры и исторические события, произошедшие с 1791 года, могли бы оказать на него влияние?" - признался Финисси.
Финисси создал собственную интерпретацию некоторых частей произведения и новый финал, стараясь максимально точно придерживаться духа музыки Моцарта. У самого Финисси вызывают сомнения некоторые фрагменты в конце произведения, которые не совсем соответствуют общему стилю, однако, как добавил композитор на пресс-конференции, "завершить "Реквием" Моцарта идеально мог бы только сам Моцарт".
Его версия "Реквиема" будет впервые исполнена в Саутгемптоне в воскресенье, 20 ноября.
Моцарт получил заказ на "Реквием" в 1791 году: граф Франц фон Вальсег, желавший почтить таким образом память своей жены, отправил к композитору посланца в маске, надеясь впоследствии выдать сочинение за свое собственное, что тот и сделал в 1793 году. Моцарт был убежден, что пишет поминальную мессу по самому себе. Работу завершить он не успел, и после смерти учителя 5 декабря 1791 года финал дописывал ученик, Франц Ксавер Зюссмайер, но что он привнес от себя, а что воспроизвел по моцартовским заметкам, специалисты до сих пор в точности не понимают.
Во второй половине XX века уже была предпринята попытка создать альтернативную редакцию произведения: Ричард Мондер попытался "очистить" музыку от правок и фрагментов Эйблера и Зюсмайера и включил в состав "Реквиема" не использованный ранее фрагмент, сочиненный самим Моцартом (Amen).
Появлялось несколько и других альтернативных версий "Реквиема" - Франца Байера, Данкана Дрюса, Роббинса Лэндона, Роберта Левина и Саймона Эндрюса.