Сергей Лавров прилетел в Тегеран уже под вечер. По мнению экспертов, необходимость в новой встрече стала очевидна после объявления об очередных санкциях США против Тегерана. Напомним, что в середине прошлой недели Вашингтон ввел санкции против корпуса стражей исламской революции и связанных с ними иранских организаций, в том числе некоторых банков, в частности Mellibank, через который проводятся расчеты за российскую военную продукцию. В Москве забеспокоились, что новые американские инициативы ударят не только по Ирану, но и по России.
Судя по всему, Сергею Лаврову было поручено предпринять последнюю попытку образумить Тегеран. В конце ноября в ООН может принять новые санкции против Ирана, а США также могут решиться на военную операцию, даже без санкции ООН. Избежать этого, по оценке Москвы, пока еще можно. Стоит лишь остановить обогащение урана, который, по глубокому убеждению Запада, необходим Тегерану для производства ядерного оружия. До сих пор президент Ахмади Нежад с порога отметал такую идею, настаивая на праве Ирана на мирный атом. Однако вчера глава МИД РФ помимо страшилки про санкции и военную операцию привез в Тегеран сенсационное предложение, пишет газета.
Дело в том, что в ходе последних контактов президент США Джордж Буш заверил Владимира Путина, что в случае свертывания иранцами обогащения урана и при некоторых других менее важных условиях Вашингтон готов принять участие в полноценных переговорах с Тегераном, а затем даже пойти по пути прямых двусторонних контактов с исламской республикой. Впрочем, буквально за пару часов до прилета Сергея Лаврова в Тегеран Махмуд Ахмади Нежад заявил, что Иран ни в каких переговорах с США не нуждается.
США предложили России "большую сделку" по Косово, Ирану и ДОВСЕ
Вашингтон предложил Москве решить комплексно проблемы Косово, Ирана и ДОВСЕ, пойдя на уступки друг другу. "Великая сделка" предлагается американской администрацией в преддверии "крайних дат" решений по этим проблемам.
Вопрос о Косово будет обсуждаться в СБ ООН 10 декабря. "Если Москва не пойдет на уступки, то тогда США и большинство стран Евросоюза могут пойти на признание его независимости, но это способно еще больше дестабилизировать Балканы, ухудшить отношения с Москвой и вызвать китайско-российское вето в СБ ООН, блокирующее санкции в отношении Ирана", - считают дипломаты. Другая крайняя дата – 12 декабря, когда, по словам президента РФ Владимира Путина, Россия приостановит свое участие в ДОВСЕ, если не будет решен вопрос о его ратификации участниками.
Помимо ссылок на анонимных дипломатов газета приводит прямые высказывания на эту тему помощника госсекретаря США по европейским делам Дэниэла Фрида. По его словам, администрация США "выложила на стол некоторые новые идеи" в ходе визита в Москву две недели назад министра обороны США Роберта Гейтса. Эти идеи якобы направлены на "преодоление тупика, блокирующего ратификацию адаптированного ДОВСЕ". "Мы рассчитываем на проведение активной дипломатии и продвижение до 12 декабря", - заявил Фрид.
По мнению видного российского специалиста по международным военно-политическим вопросам заместителя директора Института США и Канады РАН генерал-майора запаса Павла Золотарева, названный газетой "размен" уступок между Москвой и Вашингтоном, если его действительно предложил Вашингтон, представляет собой неудобоваримый коктейль и потому не выглядит реалистичным. "Дело в том, что все эти темы, являющиеся предметом острых международных дискуссий, имеют каждая свою важность, не связаны между собой и предполагают разный график действий по их разрешению", – сказал эксперт "Независимой газете".
Как уточняет Золотарев, Россия не собирается отказываться от ДОВСЕ, а лишь выходит из неоправданно связывающих ее ограничений прежнего ДОВСЕ и добивается ратификации пересмотренного Договора как документа, отражающего современные реалии в Европе. В целом же Россия высказывается за сохранение созданной в период холодной войны договорной базы, регулирующей вопросы контроля над вооружениями. Она весьма нужна в нынешнее нестабильное время, и выход США из одного из имевшихся соглашений – Договора по ПРО 1972 года – был серьезной ошибкой.
Что же касается подвижек в позиции Вашингтона по ПРО, то они известны – США приглашают представителей РФ на будущие объекты ПРО в Польше и Чехии. Это мало что меняет. В действительности же принципиальное значение имеет то, кто контролирует систему ПРО. Поэтому подлинным шагом к компромиссу надо считать предложение президента РФ Владимира Путина о создании центров оценки ракетной угрозы в Москве и Брюсселе.
По словам эксперта, свой график и механизм реализации сложился и в действиях по иранской ядерной программе. Как и в случае с Северной Кореей здесь важную роль играет "шестерка", но несколько в ином составе. И вряд ли какие-либо принципиальные решения ее участников могут вписаться в предлагаемый Вашингтоном график. Нельзя, как представляется, решать еще одну проблему – косовскую – в увязке с назначенными Вашингтоном близкими сроками. Это нереально.