Отставка, утверждает телекомпания, высветила "политический кризис в Кремле". Сам по себе арест акций стал, отмечает France-2, "дополнительным элементом, который в долгосрочном плане может поставить под угрозу политическую и экономическую стабильность страны".
Газета The New York Times замечает: "По сравнению с перетряской персонала при президенте Борисе Ельцине по принципу: "сегодня здесь - завтра там", пребывание на этом посту Владимира Путина было отмечено стабильностью. Шаг, сделанный в четверг (отставка Волошина), стал самой значительной переменой в узком президентском кругу со времени вступления в должность почти четыре года назад. Он демонстрирует размах политических последствий ареста Михаила Ходорковского".
По мнению The New York Times, "продвижение Дмитрия Медведева и Дмитрия Козака, как считают, стало признаком укрепления власти Путина над тесным кругом его советников, которые работали с ним еще со времени службы в реформаторском правительстве Санкт-Петербурга после распада СССР".
"В ходе встречи в четверг с западными инвесторами, - пишет The New York Times, - Путин очертил свою стратегию расширения доверия и прозрачности финансовых рынков страны, что отметили участники встречи. На них, судя по всему, не просто произвело впечатление это представление, но они даже были поражены им. Путин не отвечал открыто на замораживание акций ЮКОСа, но впервые покритиковал прокуратуру, сказав, что она проявила "излишнее рвение", о чем рассказали сразу двое присутствовавших на встрече. Он заявил, что привержен свободному рынку, и даже выразил сожаление в связи с тем, что держателям акций был нанесен урон ходом расследования. Но не было никаких знаков того, что Ходорковского могут освободить".
"Последней жертвой" борьбы между Кремлем и ЮКОСом называет отставку Волошина катарская телекомпания Al-Jazeera. Объявление об этой отставке завершило день, полный спекуляций на эту тему, отмечает она.
По оценке британской телерадиокорпорации BBC, действия против ЮКОСа, которые привели к отставке Волошина, стали отражением "борьбы за власть между сторонниками жесткой линии и либералами".
Касаясь нового главы администрации, ВВС отмечает, что его назначение "может оказаться лучшим сценарием по выводу из России из нынешнего политического кризиса". ВВС объясняет это тем, что "Дмитрий Медведев не служил в спецслужбах, и считается человеком, которому легче найти общий язык с либералами, чем с бывшими сотрудниками КГБ".
Британская газета Independent пишет: "Согласно одной точке зрения, Путина ослабит утрата компетентного и опытного человека, бывшего его "правой рукой" и выступавшего за ускорение экономических реформ. Другие доказывают, что Путин именно сейчас становится самим собой, а избавление от Волошина является свидетельством его политической силы".
"С Волошиным уходит один из самых влиятельных представителей старой гвардии ельцинских времен, - констатирует итальянская экономическая газета Il Sole-24 Ore. - Его часто считали защитником интересов олигархов. С появлением Медведева ширится группа личных друзей Путина, занимающих влиятельные посты".
Комментируя перестановки в администрации, итальянская Corriere della Sera полагает, что окружение президента из числа ветеранов спецслужб нанесло решающий удар, в Кремле они "взяли верх на остатками Семьи, людьми, тесно связанными с окружением бывшего президента Бориса Ельцина". По мнению итальянского издания, теперь под угрозой оказались секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло и премьер-министр Михаил Касьянов.
"Объявление об отставке Александра Волошина можно охарактеризовать довольно просто: политика одержала победу над экономикой, - пишет немецкое издание Tageszeitung (перевод на сайте Inopressa.ru). - Глава кремлевской Администрации был самым могущественным сторонником арестованного Михаила Ходорковского".
"Уход Волошина означает, что внутри президентской администрации "авторитаристы" одержали победу над "либералами", люди Путина - над людьми Ельцина, "петербуржцы" - над "москвичами". Однако с уходом Волошина в Кремле рушится зыбкое равновесие этих двух сил. Путин, de facto сам бывший глава спецслужб, теперь больше не сталкивает две группы между собой. После подравнивания под одну гребенку парламента, губернаторов и СМИ он сделал "гомогенной" и Администрацию. Конкуренция идей и концепций была и раньше связана с вопросами власти, но практиковалась прежде внутри общественных организаций и между ними. Когда же настолько однозначно побеждает одна группировка, то вся полемика перемещается в ее аппарат.
Тем самым Путин возвращается к страшной особенности советской истории: по мере усиления своего аппарата Путин лишается беспредельной политической свободы действий, так как он и его соратники крепко-накрепко привязаны друг к другу. При этом времена становятся все хуже для тех, кто противится засилью государственной власти во всех сферах жизни: для политических реформаторов, последних независимых СМИ, правозащитников и бизнесменов, включая нелюбимых властью мильтимиллиардеров", - пишет Tageszeitung.
"События вокруг российского нефтяного концерна ЮКОС и его главы Михаила Ходорковского набирают обороты. Сейчас они уже затронули могущественного и влиятельного главу кремлевской Администрации Александра Волошина. Волошин, когда-то откровенный союзник Бориса Березовского, считается представителем интересов клана Ельцина, то есть группы политиков и олигархов, которые приобрели силу и богатство во время правления Ельцина", - пишет другое немецкое влиятельное издание Die Welt.
"Старожилы во главе с Александром Волошиным, знатоки всех кремлевских игр, в основной своей массе представители ельцинского клана, вынуждены защищаться от натиска новых людей в погонах, которых привел в Кремль Владимир Путин. Их возглавляют заместители главы Администрации Игорь Сечин и Виктор Иванов. Подоплека этого дела заключается не только во влиянии на политику Кремля и на президента. Речь идет, прежде всего, о будущем страны во время второго президентского срока Путина, о стратегических постах, которые, с одной стороны, приносят дивиденды, а с другой, открывают возможность участвовать в определении кандидатуры преемника Путина на выборах 2008 года. Даже если Путину по прошествии двух президентских сроков придется уйти, как того требует конституция, находящиеся в фаворе силовики, разведчики и армейские офицеры хотят сохранить свое положение во власти", пишет Die Welt.
"Дело о нефтяном концерне ЮКОС является частью этой жесткой борьбы за власть. Теперь мишенью стал также концерн "Сибнефть", принявший решение о слиянии с ЮКОСом. Тот же депутат Думы, который выступил инициатором расследования дела ЮКОСа, направил запрос в российскую Генпрокуратуру насчет обоснованности и законности приватизации "Сибнефти" в 1995 году. Тем самым он открыл охоту на "Сибнефть", - пишет Die Welt (полный перевод статьи на сайте Inopressa.ru).