Израильская газета The Jerusalem Post отмечает, это будет борьба в грязи двух кандидатов, которые ненавидят друг друга и сделают все возможное ради того, чтобы другой не стал следующим премьер-министром. Это будет столкновением личностей, а не идеологий, и вне зависимости от того, кто победит, по окончании всей стране определенно потребуется хороший душ. Первые комья грязи полетели, когда на минувшей неделе Нетаньяху заявил всем СМИ, что Шарон "не подходит для того, чтобы возглавлять "Ликуд" и страну". В понедельник Шарон сказал то же самое о Нетаньяху.
Стратегии обоих кандидатов уже ясны. Шарон будет изображать Нетаньяху как "человека с повышенным уровнем тревожности и напряженности, который под давлением выходит из себя". Нетаньяху будет рисовать Шарона как чужака, укравшего власть в "Ликуде". Оба будут постоянно использовать друг против друга одно слово - "истерия". И каждый станет обвинять оппонента в том, что в результате прессинга он дает слабину, пишет The Jerusalem Post (перевод на сайте Inopressa.ru).
Самое фундаментальное различие между кампаниями Шарона и Нетаньяху заключается в ориентации на разные целевые группы. Нетаньяху обращается только к 150 000 членов "Ликуда", в то время как Шарон говорит с обществом в целом, отмечает The Jerusalem Post. На пресс-конференции во вторник Нетаньяху, демонстрируя силу, утопил журналистов в море активистов "Ликуда". Он постоянно говорил о "Ликуде" как о своей политической родине и обхаживал членов "Ликуда", призывая Шарона сохранять единство Израиля.
Шарон, в отличие от него, в интервью "Десятому каналу" в понедельник вечером отчитал "Ликуд" за то, что "он уже не тот, что прежде", и открыто рассуждал о возможности эвакуации новых поселений в случае своего переизбрания. Он отказался подтвердить, что занимается формированием новой партии, однако четко дал понять, что не согласится стать заместителем Нетаньяху, если проиграет предвыборную гонку.
Итальянская La Repubblica отмечает, никогда раньше не случалось, чтобы действующий премьер-министр, к тому же добившийся успеха, чем, по мнению газеты, стал вывод 25 израильских поселений в течение менее чем одной недели, был вынужден сокращать свою каденцию.
В выступлении Нетаньяху не было ничего, что могло бы оправдать такой резкий шаг, как выдвижение собственной кандидатуры еще до того, как парламент примет решение о досрочном завершении полномочий действующего премьера, истекающих в конце 2006 года. Политика, как противопоставление программ и идей, не имеет к этому никакого отношения, считает La Repubblica (перевод на сайте Inopressa.ru)
В данном случае все дело в ненависти к премьер-министру, который осмелился поставить под сомнение табуированный миф о Великом Израиле, пишет La Repubblica. "Человек, получивший наши голоса, чтобы руководить партией в духе "Ликуда", отвернулся от нас, - заявил во вторник Нетаньяху. - Шарон отказался от принципов "Ликуда" и избрал путь, которым следуют левые. Он грозит разрушить собственными руками дом, который он помогал строить. "Ликуду" нужен другой лидер, который приведет партию к победе и будет править страной в соответствии с нашими принципами".
Естественно, это он, Нетаньяху. Рядом с ним - группа видных партийных деятелей, пришедших продемонстрировать своим присутствием, что в данном случае на кону не амбиции лидера, а судьба всей партии. Давид Леви, в свое время руководивший дипломатией, но очень быстро позабытый. Вечный Щаранский, чья книга о свободе вызвала симпатии Буша, но не подняла его акции на политической бирже, где котировки бывшего советского диссидента продолжают оставаться низкими. В зале в Тель-Авиве, где выступал Нетаньяху, находилась и Наоми Блюменталь, которая долго ждала этого момента: у нее, депутата парламента, имеется старый счет к Шарону, который заставил ее отказаться от дипломатической неприкосновенности из-за "дела о купленных голосах" на предварительных выборах в 1999 году. Не могло не быть и некоторых представителей лобби поселенцев в "Ликуд", к примеру Юли Эльдештейн. Но определенное удивление вызвало то, что председатель кнессета Реувен Ривлин решил принять участие в этом мероприятии - несколько не по рангу человеку, занимающему такой пост.
Эти люди попытаются на заседании центрального комитета партии 25-26 сентября поставить Шарона на колени. А Шарон, если прислушается к своим самым верным советникам, должен будет громогласно заявить об уходе из "Ликуда" до начала решающей партии, которая очень возможно, завершится его разгромом. Старый генерал, однако, убежден, что может подавить восстание или по меньшей мере заставить в это поверить, чтобы выиграть время.
Согласно сценариям, появившимся в эти дни, Шарон, если он уйдет из "Ликуда" вместе со своими преданными сторонниками, может возглавить центристское формирование или откликнуться на скромные призывы "Аводы" ("партии, которая ищет лидера, ищущего партию", согласно блестящей формулировке известного журналиста), чтобы дать жизнь необычному формированию, к которому бы присоединились и светские либералы Томми Лапида ("Шинуй").
С уверенностью можно говорить лишь об одном: если Шарону придется ввязаться в игру с восставшими и выйти на арену битвы на заседании ЦК, он никогда не согласится с ролью дублера. Он заявил об этом после интервью, которое он дал "Десятому каналу", обвинив Нетаньяху в слабости. "Я никогда ни при ком не буду вторым", - сказал Шарон.