Были отмечены острый дефицит бюджета и недостаток оружия и снаряжения, которые привели к низкой боеготовности Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) накануне войны. Руководство, осуществляемое армейским командованием в дни войны, признано "провальным" (приказы выдавали "истеричное замешательство и беспорядок", царившие в командном составе, выбор боевых целей был ошибочным).
"Свидетельства солдат позволили нам увидеть происходившее глазами тех, кто был на поле боя, и сейчас мы обратимся с возникшими вопросами к высшему командованию, - сказал председатель комиссии Цахи Анегби. - Теперь наступило время напряженной работы подкомиссий, которые призовут к ответу представителей командующего состава - от министра обороны и начальника генштаба до генералов и командующих дивизиями".
Успешные учения и фиаско в реальной войне
В отличие от войны Судного дня, во второй ливанской (войне) не было просчетов в работе разведки. Израильская армия располагала достоверной информацией о дислокации сил группировки "Хизбаллах", степени ее боеготовности, включая наличие противотанковых ракет. Были также данные о бункерах и укреплениях "Хизбаллах", о путях переброски оружия и командных цепочках, отмечает Maariv.
За две недели до начала войны проводились совместные учения под названием "Сотрудничество различных родов войск", в ходе которых солдат готовили к сценарию возможной войны. "Хизбаллах" похищала солдат с северной границы - израильская армия жестко реагировала. "Хизбаллах" обстреливала ракетами израильский тыл - армия начинала военную операцию на территории Ливана, в которой были задействованы различные рода войск.
"Учения прошли успешно, а на войне наши действия были ошибочными, - сказал высокопоставленный участник комиссии. - Разведка предоставила армии информацию о намерении "Хизбаллах" совершить похищение на северной границе, и, несмотря на это, наша армия попала в приготовленную ловушку".
"Истеричное замешательство и беспорядок"
Свидетельства солдат-резервистов демонстрируют разобщенность и беспорядочные действия всех командных цепочек: поставленные цели и задачи постоянно менялись, командующие теряли самообладание, а различные подразделения армии по-разному понимали одни и те же приказы командования. Председатель комиссии Цахи Анегби описывает происходившее как "истеричное замешательство и беспорядок".
Солдаты-резервисты говорили, что получали "неясные, нечетко сформулированные приказы", указывали на примеры "неиспользованного преимущества в ходе боев", несоответствия теории военных действий боевой практике: часто дома, которые использовали солдаты в качестве укрепления, превращались в ловушку. В командовании Северного округа так и не осознали до конца, что на смену учениям пришла настоящая война. Израильские силы передвигались днем, а не ночью, что привело к многочисленным жертвам.
Но самая серьезная ошибка командования в том, что уничтожение ракетно-пусковых установок не стало главной боевой задачей израильской армии. Израильские солдаты получали установку на "взыскание платы", на "моральную победу", на "уменьшение сил "Хизбаллах" и "изменение сознания противника", но не на уничтожение ракетно-пусковых установок, которые причиняли огромный ущерб израильскому тылу.
Член комиссии, депутат от партии МЕРЕЦ Ран Коэн и депутат от "Ликуда" Йоваль Штайниц обвиняют начальника генштаба Армии обороны Израиля и высшее командование в прямой ответственности за "беспорядок и замешательство". Депутат Штайниц сказал: "Силы на местности получали "точечные" приказы, которые никак не вписывались в общую стратегию. Не была поставлена точная задача. Так невозможно победить".
Сокращения бюджета снизили боеспособность израильской армии
Члены комиссии парламента по внешней политике и обороне выказали единодушие в том, что сокращение бюджета оборонного ведомства, которое производилось в течение длительного времени, сильно сказалось на системе обороны и существенно снизило боеспособность израильской армии.
Комиссия считает, что в преддверии возможных боевых действий следует значительно увеличить бюджет на оборону и ускорить разработку систем борьбы с обстрелами по "навесной траектории", таких, как пушка "Наутилус" или лазерные системы.
"Без бронежилетов и подходящего оружия"
Солдаты жаловались на серьезный дефицит обмундирования и оружия, на то, что склады, которые должны быть готовы к чрезвычайной ситуации, оказались наполовину пусты, на устаревшее и не полностью укомплектованное обмундирование. Солдаты сообщали о сложностях, возникавших при распределении обмундирования боевым частям и о провалах в работе планирования и доставки.
Солдаты не получили бронежилетов, оружия и подходящего снаряжения. Военный санитар сообщил комиссии, что ему выдали лекарства с истекшим сроком годности. Батальон в полном составе получил всего одну ампулу болеутоляющего препарата, которой едва хватило на одного раненого. Кроме того, были перебои в доставке снабжения, продовольствия и питьевой воды.
"В последние годы в израильской армии заметно снизилось качество командного состава. Существует серьезная проблема оттока из армии качественных квалифицированных кадров, которые уходят на "гражданку". Если на заводе плохие управляющие, он не может не быть убыточным. Если гражданское предприятие терпит неудачи - оно разоряется. Если неудачи терпит армия, это угрожает нашему существованию", - заключил председатель комиссии Цахи Анегби. (Перевод статьи выполнен сайтом NEWSru Israel и опубликован на сайте InoPressa.ru.)