Признавая, что у Москвы есть свои причины обижаться на Вашингтон, зарубежные аналитики выражают недовольство методами, которые она избрала для своих нападок. Во-первых, она предпочитает говорить на языке ультиматума и угроз, но сама при этом игнорирует американские претензии к качеству российской демократии и ситуации с правами человека. Во-вторых, противостояние с Америкой открыто используется в предвыборной кампании Владимиром Путиным, который, судя по всему, в 2012 году вернется в Кремль и теперь уже на шестилетний срок.
Очередное неприятное предупреждение США получили от России в понедельник, когда ее постпред при НАТО Дмитрий Рогозин, славящийся своей любовью к жесткой риторике, заявил, что Москва может пересмотреть свои отношения с западными партнерами по ряду стратегических вопросов, включая Афганистан.
Подразумевая недавний ультиматум президента Дмитрия Медведева по противоракетной обороне, Рогозин сказал (цитата по ИТАР-ТАСС): "Если наши партнеры не будут реагировать на предсказуемые и пропорциональные рискам и угрозам заявления, то нам придется затронуть вопросы отношений с нашими партнерами и по другим направлениям".
На эти слова российского постпреда обратила внимание газета The Wall Street Journal. Она пояснила: речь идет о том, что РФ может запретить НАТО использовать свою территорию для снабжения войск в Афганистане.
Предупреждение прозвучало в самый неудобный для НАТО и США момент, на что в Москве, очевидно, и рассчитывали. Дело в том, что как раз в понедельник Пакистан "окончательно и навсегда" закрыл для них свои транспортные коридоры в Афганистан. Это стало ответом на ошибочный удар НАТО по пакистанскому блокпосту и гибель 24 военнослужащих.
На этом фоне заявление Рогозина было более чем предсказуемым: еще к утру понедельника в российской прессе прозвучали намеки, что у России, чей транспортный коридор американцам и альянсу придется использовать как основной, появится дополнительный рычаг давления на западных партнеров. Как видно, Москва не преминула тут же пустить его в действие.
Ультиматум Медведева, пригрозившего выходом России из Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) несет непосредственную угрозу самому Бараку Обаме как кандидату в президенты США на второй срок, указывает The International Herald Tribune.
Как напоминает газета, Обама назвал этот договор важнейшим за два десятилетия. Считая его главной вехой российско-американской перезагрузки, он намеревался представить достигнутое как внешнеполитический триумф. Однако всего за пару месяцев до начала избирательной кампании в США стали накапливаться проблемы в отношениях с Россией.
Обаму и США позиционируют в качестве уродливой оппозиции перед российскими избирателями
Примечательно, что в российской избирательной кампании образ Обамы и Америки предстает в еще более неприглядном свете. Обаму и США позиционируют в качестве уродливой оппозиции перед российскими избирателями-националистами, полагает издание, отмечая, что из уст Путина часто можно услышать тезис о том, что главная проблема планеты - агрессивность и властность Соединенных Штатов. Похоже, Владимир Путин собирается сделать Барака Обаму своим воображаемым соперником на президентских выборах в России, говорится в статье.
Впрочем, и помимо ПРО существует сфера, в которой администрации Обамы не удается противостоять российскому напору, продолжает автор. Речь о стремлении Москвы поставить Европу в зависимость от российского газа.
Сейчас крупная немецкая компания ведет переговоры с "Газпромом" о сделке, которая обеспечит России плацдарм на рынке распределения газа в Европе, а "Газпром" получит доступ к конечным потребителям - впервые купит немецкую фирму, рассказывает журналист. Он "пугает" прогнозом французской компании Capgemini, согласно которой к 2030 году доля России в предложении природного газа в ЕС составит 50% против нынешних 26%.
На фоне всех этих "неприятностей" газета возмущается отсутствием реакции со стороны Обамы. По вопросу ПРО представители Белого дома лишь вновь назвали опасения России необоснованными и повторили, что готовы обсудить эту тему. А к выборам в РФ и ситуации с правами человека американский президент, похоже, вообще не проявляет особого интереса. Обозреватель "подсказывает", что Обаме пора "обнажить истинное лицо российского руководства и продемонстрировать, что президент США не является легкой добычей".
Обама "замалчивает" конфронтацию с Россией по Сирии, а та все активнее защищает Дамаск
Наконец, есть еще одно веское основание для конфронтации с Россией, которое Барак Обама, по мнению журналиста The International Herald Tribune, замалчивает: "Россия продолжает поставлять оружие кровожадному сирийскому режиму".
Эту тему обстоятельно развивает итальянская Il Tempo. "Судя по всему, Россия поставила режиму Асада новые самолеты и ракетные установки, пренебрегая тем, что в Сирии сложилась взрывоопасная ситуация. Таким образом она хотела оказать поддержку президенту Асаду и направить послание США и НАТО, чтобы они не предпринимали попыток повторить операцию "Ливия", - пишет она.
Как напоминает автор, российские лидеры неоднократно заявляли, что Москва будет противостоять всеми средствами возможным "военным акциям против легитимного правительства в Дамаске". Отчасти противостояние реализовалось на практике - с начала прошлой недели СМИ сообщали, что к берегам Сирии стягивают американские и российские военные корабли. Статьи зарубежных газет по данной теме представлены на сайте InoPressa.
Западных наблюдателей возмущает, что Россия выставляет врагом и выдвигает ультиматумы США и одновременно защищает одиозные режимы, вроде сирийского, препятствуя принятию новых санкций ООН. Как раз во вторник подоспело новое заявление главы российского МИДа Сергея Лаврова по Сирии. Он призвал отказаться от ультиматумов в разговоре с этой страной и обвинил ее оппозицию в провоцировании насилия. "В последнее время все больше и больше не столько действий властей, а действий вооруженных групп, которые провоцируют беспорядки", - передает его слова "Интерфакс".
Кроме того, министр подверг критике экспертный доклад ООН с обвинением властей Сирии в преступлениях против человечности. Лавров возразил, что это не является официальной точкой зрения ООН, а отражает только мнение представителей секретариата ООН, которых на подобную оценку "никто не уполномочил". "Позицию ООН выражают официальные главные органы ООН: Совет Безопасности, прежде всего, и Генеральная ассамблея, а они таких выводов не делали", - сказал Лавров.