Сразу же после того, как Вашингтон в 1979 году выступил посредником в подписании соглашения в Кэмп-Дэвиде, сменяющие друг друга администрации президентов США направляли в Ближневосточный регион своих представителей и составляли десятки планов в попытке добиться ускользающего мира.
Однако теперь "мирный процесс", как принято называть эту мучительную разновидность дипломатической деятельности, может подойти к концу. Вчерашняя победа на выборах в Израиле центристской партии "Кадима" предоставила Эхуду Ольмерту, который будет формировать новое правительство, большие полномочия в осуществления территориальных шагов. Эти шаги позволят Израилю в одностороннем порядке установить свои будущие границы в тех пределах, в которых он их видит.
В прошлом году Ариэль Шарон, бывший премьер-министр, который сейчас находится в состоянии комы после перенесенного инсульта, провел подобную операцию в секторе Газа. Эта операция, в которой были задействованы 8 тысяч еврейских поселенцев, была широко приветствована международным сообществом, поскольку полностью отвечала требованиям к Израилю покинуть все территории, захваченные в ходе шестидневной войны 1967 года.
Предложенный Ольмертом проект выхода с территорий Западного берега вызывает более противоречивую реакцию. Помимо того, что он предлагает вывод тысячи еврейских поселенцев, он также охватывает арабский Восточный Иерусалим и большие фрагменты оккупированной территории, где проживает много еврейских поселенцев.
После возведения "забора безопасности" для защиты своих новых границ Израиль фактически приобретет новые международные границы. Эти действия, вероятно, вызовут международный резонанс, но это само по себе не остановит новое правительство, пользующееся явной поддержкой израильского народа.
На данном этапе не может быть и речи о прямых официальных контактах между новым палестинским правительством и Западом на сколько-нибудь высоком уровне, до тех пор пока движение "Хамас" не пересмотрит свою политику. США и ЕС настаивают на том, чтобы "Хамас" признал право Израиля на существование и прекратил применять насилие.
Как и в прошлом, на Ближнем Востоке США остаются единственным внешним игроком, способным оказать реальное давление на стороны. Однако администрация Буша неоднократно проявляла отсутствие желания вмешиваться и, разумеется, не намерена бросать вызов Израилю. Вашингтон уже занят войной в Ираке и другими региональными кризисами, и ему не нужна еще одна неразрешимая проблема, пишет газета.
Израиль изменился, пишет в свою очередь немецкая газета Der Tagesspiegel (полный текст на сайте Inopressa.ru). На этот раз, впервые за несколько десятилетий, члены одной семьи голосуют за разные партии. Создание партии "Кадима" раскололо даже семьи ключевых политиков. Прежде всего, однако, эта партия смущает простых граждан.
"Правительства приходят и уходят, но ложь (политиков) остается". Огромная наклейка на автофургоне выражает мнение подавляющего большинства израильтян. Им надоели их политики, и, кроме того, они смущены. Будь то по дороге на избирательный участок на улице Каханстам в Тель-Авиве или в школе Яд-Лебаним в Петах-Тикве, картина везде одинаковая, новая, до сих пор незнакомая. Люди дискутируют, жестикулируют, качают головами, останавливаются и горячо убеждают друг друга.
"Биби? Ты собираешься голосовать за Биби (речь идет о главе партии "Ликуд" Бенджамине Нетаньяху)? Ты с ума сошел?" – спрашивает в ужасе один мужчина другого. "Твой маленький Сталин (речь идет о лидере Рабочей партии Амире Переце) не лучше", – возражает собеседник. Наконец, мужчины – обоим лет по 35 – находят общий язык: "В любом случае не за Ольмерта".
Эхуд Ольмерт, пока что исполняющий обязанности премьер-министра, председатель "Кадимы" и, скорее всего, будущий глава правительства, ранним утром одним из первых голосует в старом иерусалимском квартале Катамон. Возможно, он единственный в своей семье, кто говорит "да". Да, на иврите "кен", – "Кадиме", новой центристской партии. Тогда как Эхуд Ольмерт примкнул к ней справа, его жена Алиса и дети остались слева.
В семье Ольмерта все, вероятнее всего, проголосовали на партию "Мерец", если не отдали свои голоса еще более левым партиям. Для главы семьи и главы правительства это не новость: до сих пор он не получил от собственной семьи ни одного голоса.
"Кадима" расколола также семью убитого премьера Рабина. Верность Рабочей партии сохранила только его дочь Далия Философ. Ведь когда-то в профсоюзе она была ближайшей сотрудницей Амира Переца. Тем временем ее дочь Ноа, прославившаяся своей речью на могиле деда, стала прокурором. На этот раз она голосует за "Кадиму", пишет издание.