Митрохин вел свой собственный архив. Он копировал секретные документы КГБ на маленьких кусочках бумаги, а потом выносил из архива, спрятав в ботинки, носки и брюки. Копии он хранил у себя на даче под полом в пакетах из-под молока. Эти копии, сделанные вручную, касаются разведданных, начиная с 1918 года и кончая разведоперациями СССР во всем мире в 1980 году, пишет "МЗ Суббота".
Приехав в Великобританию в 1992 году, Митрохин вывез многие секретные материалы из архивов КГБ. На основе этих данных бывший архивариус КГБ вместе с профессором Кристофером Эндрю написал книгу "Архив Митрохина".
После того как издание вышло в свет на Западе, начались шумные разоблачения, например, дело "бабушки-шпионки" Мелиты Норвуд, которая почти 40 лет поставляла советской разведке британские ядерные секреты, и Феликса Блоха, высокопоставленного сотрудника госдепартамента США, которого стали подозревать в шпионаже.
Самым поразительным было разоблачение 80-летней Мелиты Норвуд, передававшей британские ядерные секреты Советскому Союзу на протяжении 40 лет, начиная с 1937 года. Это разоблачение вызвало скандал, кончившийся, когда тогдашний генеральный прокурор сообщил министру внутренних дел Джеку Стро, что преследование по прошествии такого срока невозможно.
Был еще так называемый агент Ромео, сыщик лондонской полиции сержант Джон Саймондс, бежавший из страны после предъявления обвинений в коррупции и завербованный КГБ в Марокко. Пройдя курс специальной подготовки, он должен был соблазнять сотрудниц иностранных посольств, имея в виду получение от них секретной информации, пишет газета The Times (перевод на сайте Inopressa.ru).
Среди других разоблачений Митрохина был план сорвать в 1969 году инвеституру принца Уэльского и представить это как заговор MI5, направленный на дискредитацию националистической партии Уэльса Plaid Cymru; план искалечить бежавших балетных танцовщиков Рудольфа Нуриева и Наталью Макарову и разрушить их карьеру; подробности о советских тайниках на территории Западной Европы и США с оружием, которым могли воспользоваться агенты и их просоветские подручные в случае войны.
В книге "Архив Митрохина" появились имена известных американцев, от Генри Киссинджера, чьи телефонные разговоры с Ричардом Никсоном прослушивал КГБ, до Збигнева Бжезинского, советника президента Картера по национальной безопасности, которого КГБ пыталось завербовать.
На другом конце спектра были шпионы, предатели и подозрительные личности: Роберт Липка, клерк из Управления национальной безопасности, шпионивший на Советский Союз в 60-е годы и получивший 18 лет тюрьмы, и Феликс Блох, самый высокопоставленный чиновник госдепартамента, попавший под следствие по подозрению в шпионаже (его уволили и лишили пенсии, но ФБР так и не удалось собрать достаточно доказательств и предъявить ему обвинение). В книге появились также новые подробности о знаменитых Берджесе, Маклине и Филби.
СВР: Митрохин никогда не был начальником архивного отдела разведки
Однако по версии Службы внешней разведки Росии, информация о всесторонней информированности скончавшегося накануне в Великобритании советского перебежчика Василия Митрохина "мягко говоря преувеличена".
"Сообщение о том, что Митрохин был начальником архивного отдела разведки не соответствует действительности. Он никогда им не был", - официальный представитель бюро по связям с общественностью и СМИ СВР РФ, комментируя появившуюся информацию о смерти Митрохина.
В конце 1940-х годов Василий Митрохин вернулся из загранкомандировка, которую осуществлял в качестве сотрудника разведки. Так как Митрохин в ходе командировки ничем себя не проявил и, более того, показал негативные результаты, стоял вопрос о его отчислении из ряда сотрудников разведки. Однако поскольку его ребенок был инвалидом с детства и переболел полиомиелитом, то возглавлявший тогда первое главное управление КГБ СССР Александр Сахаровский решил оставить Митрохина в разведке и перевести его в архивный отдел.
В архивной службе Василий Митрохин проработал до 1984 года, после чего вышел на пенсию в звании майора.
В начале 90-х Митрохин попытался бежать в США. Он решил это сделать через американское посольство в столице Латвии, которая только-только обрела независимость.
В 1992 году, через семь лет после ухода из КГБ, он поехал в Ригу, прихватив с собой тысячу страниц документов. В посольстве США Митрохин попросил политического убежища, но не заинтересовал офицеров ЦРУ. Они посчитали его обычным библиотекарем, а не шпионом. Его копии не были оригинальными документами и свободно могли оказаться подделкой. Местным офицерам ЦРУ и так хватало хлопот с сотнями русских, которые искали убежища в США, пытаясь бежать из разваливающегося СССР. Сейчас в ЦРУ считают, что это был один из их самых больших промахов.
Митрохин же обратился в находящееся рядом Британское посольство. Сотрудница британской внешней разведки сразу увидела, что Митрохин - лакомый кусок. Обстоятельно поговорив с ним и проконсультировавшись со своей штаб-квартирой, она объявила ему, что он становится агентом британской разведки под кодовым именем Грустный.
Получив заверения в том, что они интересны британской стороне, Митрохин пообещал привезти в следующий раз все документы, если ему будут предоставлены гарантии безопасности. Через месяц привезенные им 2 тыс. страниц документов уже исследовали офицеры британской разведки Мi-6.
Вскоре после этого, в сентябре 1992 года, Митрохин побывал в Лондоне. 7 ноября того же года он выехал поездом в Ригу. Оттуда он сам, его жена и сын, а также, как пишет газета, шесть огромных чемоданов с секретными документами были вывезены сотрудниками британских спецслужб "в дом, находящийся в безопасном месте в Великобритании". "Детали его путешествия до сих пор остаются засекреченными", - пишет британская газета The Times.
Эксперты британской разведки, изучившие привезенные Митрохиным материалы, засвидетельствовали, что они "дают возможность беспрецедентного изучения методов работы КГБ и КПСС", пишет The Times.
Факт побега бывшего советского разведчика оставался неизвестным в течение семи лет. В 1995 году сотрудники МИ-6 пригласили в свою штаб-квартиру известного кембриджского историка Кристофера Эндрю с тем, чтобы познакомить его с Василием Митрохиным для совместного написания книги, базировавшейся на секретных материалах, собранных советским перебежчиком. 996-страничная книга "Митрохинский архив" вышла в свет в 1999 году. В этом же году скончалась жена Митрохина Нина.
Сам экс-разведчик пережил ее на 5 лет. Место жительства и похорон Василия Митрохина не раскрываются.